Примерное время чтения: 8 минут
3054

Реальные пацаны. Должны ли клубы поддерживать Мамаева и Кокорина?

Сюжет Расследование избиения граждан футболистами Кокориным и Мамаевым
Александр Кокорин и Павел Мамаев.
Александр Кокорин и Павел Мамаев. / Никеричев Андрей / Агентство городских новостей "Москва"

Футбольный клуб «Зенит» (Санкт-Петербург) на всех парах летит к победе в чемпионате России. За пять туров до финиша питерцы оторвались от ближайшего преследователя на восемь очков и, скорее всего, уже не отдадут первое место. Таким образом, команда получит право представлять Россию в следующем розыгрыше футбольной Лиги чемпионов. 

Это большая честь и большая ответственность. По «Зениту» будут судить не только об уровне нашего футбола, но и о стране в целом, о наших представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо.

«Почему ты назвал меня петухом?»

Путь «Зенита» к победе в чемпионате идет параллельно с судебным процессом над футболистом питерцев Александром Кокориным и его другом, игроком ФК «Краснодар» Павлом Мамаевым.

25 апреля Мамаев и Кокорин давали показания в суде. Мамаев заявлял, что пострадавший водитель назвал их петухами, заметив, что это его «огорчило немножко, но множко»: «Мы все взрослые люди, я думаю, мы сами понимаем, что это значит». После этого Павел долго объяснял, что сам никогда бы не назвал незнакомца петухом.

«Слово „петух“, оно конкретно для вас каким образом было оскорбительным? Потому что слово „петух“ можно интерпретировать по-разному. Вы почему так восприняли?» — уточнила прокурор.

«Я не в организованном преступном сообществе, в обычных мужских отношениях это означает оскорбление», — ответил Мамаев.

Ту же тему в своих показаниях развил и Кокорин. «Я ему задал вопрос: „Почему ты назвал меня петухом?“» — рассказал футболист о подробностях своей беседы с избитым водителем. По его словам, он пытался понять, почему его так назвали, «семь или десять» минут.

Избиение шофера оба объясняют расстройством от оскорбления. Потом история повторилась и с чиновником, которого тоже побили из-за «оскорблений с его стороны».

Извинения и «понятия»

Возможно, для Мамаева и Кокорина это будет неожиданностью, но для нормальных людей петух — это птица со шпорами на ногах и гребнем на голове, которая кукарекает по утрам. В ином значении это слово используют люди, которые, так или иначе, исповедуют тюремную субкультуру. 

Не будем касаться юридической стороны вопроса, пускай с ней разбирается суд. Поговорим о том, как это выглядит с точки зрения обычных людей.

Две публичные персоны, состоятельные и успешные, в недавнем прошлом — члены сборной России по футболу, устраивают веселую ночную пирушку, после которой коллективно избивают водителя. Причина — якобы нанесенное им оскорбление словом, которое может быть оскорбительным только для тех, кто придерживается понятий тюремной субкультуры. Далее веселая компания продолжает пьянку уже утром в заведении, где люди пьют кофе перед началом рабочего дня. И здесь снова следует избиение человека, который (как они заявляют) оскорбил Кокорина и Мамаева.

То, что совершили футболисты, персоны публичные, аморально, отвратительно и никакому оправданию не подлежит. Единственное, что тут можно сделать, — это признать вину без оговорок и раскаяться в содеянном. А когда извинения звучат в привязке к словам «ударил за то, что вы назвали меня петухом», это уже не извинения. Это, говоря языком, близким Кокорину и Мамаеву, попытка доказать, что все «сделано по понятиям».

«Когда их фамилии на стадионах выкрикивают десятки тысяч, это налагает на них обязательства»

Владелец ФК «Краснодар» Сергей Галицкий в интервью проекту «Русские норм!» изложил свое отношение к поступку своего игрока Павла Мамаева: «Да, я принял решение о том, что нужно разорвать с Мамаевым контракт... Мы не наказываем никого. Наказывает суд. Понимаете? Или суд не наказывает. Суд принимает решение. У нас 11 тысяч мальчиков, и они должны знать, что с тех, кто станет футболистами, не будут спрашивать как с обычных людей, потому что они являются примером для простых мальчиков. За это им платят такие деньги. Если они думают, что живут в обществе и свободны от него, то надо к классику обращаться. Когда их фамилии на стадионах выкрикивают десятки тысяч, это налагает на них обязательства. Хотят они этого, не хотят, они должны это понимать... И если вы не хотите этих ограничений, то, пожалуйста, идите в другую жизнь. Пожалуйста, не надо зарабатывать столько денег, не надо быть кумирами для десятков тысяч. Но если ты уже пришел туда, то ты должен понять одно: эти 11 тысяч мальчиков ложатся спать, кладут свою голову на подушку и думают о тебе как о кумире. И твоя поведенческая модель должна этому соответствовать».

А вот питерский «Зенит» ведет себя по отношению к Александру Кокорину совершенно иначе. 

Неправильный сигнал

Команда не заявляет о том, что с футболистом будут расторгнуты отношения, президент «Зенита» Александр Медведев говорит, что Кокорин получит золотую медаль чемпиона, на домашних матчах «Зенита» проводятся акции в поддержку футболиста, игроки и тренеры команды делают публичные высказывания в его защиту. В интервью YouTube-каналу «КраСава» тот же Александр Медведев заявляет: «Говорить, кто там прав, кто виноват, хорошо бы было дружить с Мамаевым... Каждый должен иметь шанс на исправление. Я предлагаю дождаться, чем это закончится. Нужно решать проблемы по мере их поступления».

Казалось бы, что плохого в том, что «Зенит» не бросил своего футболиста, помогает ему адвокатами, заботится о его здоровье, проявляет солидарность?

Плохо то, что это подает совершенно неправильные сигналы мальчишкам из футбольной школы «Зенита», болельщикам на трибунах, да и молодым игрокам главной команды.

«Барселона», «Реал», «Ювентус», «Бавария» никогда бы не стали публично выступать в поддержку игрока, совершившего подобное тому, что совершили Кокорин и Мамаев.

Да, возможно, где-то за кулисами поддержка имела бы место, но в публичном поле было бы только однозначное и безоговорчное осуждение. Иначе тень от поступка игрока падает и на команду. А это уже серьезнейший удар по репутации, после которого от клуба могут отвернуться спонсоры. Потери могут составить десятки, а то и сотни миллионов евро.

Вопрос репутации

В большом европейском клубе футболист, который устроит дебош с избиением людей в публичном месте, да еще с попаданием этих похождений на видео, немедленно превращается в «токсичный» актив. И от такого актива приходится немедленно избавляться.

Хоккеисту Вячеславу Войнову, игравшему в НХЛ, после обвинения в домашнем насилии не помогли ни раскаяние, ни примирение с женой. Попытка вернуться в заокеанскую лигу обернулась дисквалификацией еще на год. Жестоко? Возможно. Но для НХЛ репутационные издержки от пребывания в лиге Войнова оказываются слишком велики.

А что у нас? У нас футболист Кокорин в суде рассуждает о петухах, оправдывая этим все происшедшее. Кто-то жаловался на расцвет субкультуры АУЕ? Так вот вам, пожалуйста: публичный человек, звезда футбола, рассказывает о том, как надо «спрашивать за базар». И это не смешно. Когда фанаты «Зенита» на последнем матче разворачивают баннер со спившимся Дядей Степой, награжденным медалью «За Кокорина», это означает только одно: они видят в футболисте не человека, который совершил, что-то недопустимое, а жертву несправедливых гонений. 

Грядет триумфальное возвращение «реального пацана»?

А нынешняя позиция клуба, который от таких вещей не отстраняется, позволяет внушать подобные мысли и самым юным болельщикам на трибунах. Самое очевидное, что может случиться дальше, — это возвращение Кокорина в состав «Зенита» под восторженные овации стадиона. Это будет означать триумф «понятий», триумф модели поведения, которая калечит общество. 

Кажется, недавно один видный политик говорил, что спорт в России имеет важную социальную составляющую. Открытая поддержка Александра Кокорина, человека, который так и не раскаялся в том, что сделал, разносит социальную составляющую в пух и прах.

На самом деле не имеет значения, какой приговор вынесет суд: выйдут ли Кокорин с Мамаевым на свободу немедленно или им придется еще какое-то время провести за решеткой. То, что они говорят в суде, то, что говорят их близкие и друзья, увы, свидетельствует о том, что Александр с Павлом не изменятся. Но это, в конце концов, их жизни. Недопустимо, чтобы подобная зараза продолжала распространяться. Недопустимо, чтобы лучший клуб страны хоть каким-либо образом, даже косвенно, оправдывал жизнь «по понятиям».

Потому что «футбольный АУЕ» за государственный счет — это настоящее безумие.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы