Примерное время чтения: 13 минут
2958

Миллиарды для Поднебесной. Зачем Китай вкладывает в футбол огромные деньги

Матч за Кубок Китайской футбольной ассоциации.
Матч за Кубок Китайской футбольной ассоциации. / Li Mingkun/ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Пока российские футбольные власти ведут неспешные разговоры о необходимости реформ, наши китайские друзья заняты делом. За последние годы футбольный Китай превратился в мировой центр силы, с которым по разным причинам приходится считаться всем.

Самое поверхностное знание о китайской футбольной революции состоит в том, что в Поднебесной на футбол не жалеют денег, и это ещё очень сдержанная оценка. Что правда, то правда: объём инвестиций измеряется десятками миллиардов долларов. Но как же глубоко ошибается тот, кто оценивает эти миллиарды привычной российскому футбольному менталитету шкалой: главное — это вбухать побольше, а что из этого вырастет есть вопрос вторичный.

Нет, Китай идёт своим путём. И путь этот, на взгляд АиФ.ru, заслуживает особого внимания. Особенно если смотреть с родной российской колокольни.

От тюрьмы до сумы

Ещё несколько лет назад говорить о футбольном Китае в уважительных тонах и в голову никому не приходило. Более того, китайский футбол ассоциировался главным образом с беспримерной коррупцией, судами и скандалами.

Так, в 2009 году Народная прокуратура начала расследование по поводу целой серии «странных» матчей, сыгранных чемпионом страны, клубом «Шанхай Шеньхуа». Через 4 года, в 2013, титул у шанхайцев отняли, а «побочными» эффектами процесса стали многочисленные аресты (около 50 осуждённых, в том числе два бывших президента Федерации футбола Китая и бывший капитан сборной, получившие десятилетние сроки, при этом одного из лучших судей Азии Лю Юна, который работал на чемпионате мира-2002, едва не расстреляли за тотальное взяточничество) и 33 пожизненные дисквалификации игроков, судей, менеджеров. А также ссылка нескольких команд в низшие дивизионы.

Жёстко, грубо, зримо. А чему, с другой стороны, удивляться, если около 30% матчей чемпионата Китая были признаны договорными, а, чтобы получить вызов в национальную сборную, нужно было заплатить «важным людям» 15 тысяч долларов?

15 июня 2013 года сборная Китая проиграла карликовому даже по азиатским меркам Таиланду с унизительным счётом 1:5. Матч был товарищеский, и в хорошие времена на результат можно было бы не обращать особого внимания. Но беспорядки, случившиеся сразу после игры (около сотни раненых), стали последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Тем более что именно в этот день, надо же случиться такому совпадению, отмечал свой 60 день рождения генеральный секретарь коммунистической партии Китая и председатель КНР Си Цзиньпин.

Для сведения: товарищ Си не просто любит футбол. Он его обожает. В юности сам поигрывал, а теперь является одним из наиболее высокопоставленных фанатов мира. Хобби Си Цзиньпина — коллекционирование именных футболок игроков уровня Дэвида Бекхэма, Лионеля Месси и Криштиану Роналду, никак не ниже...

Бизнес встал в очередь

В плане развития китайского футбола, оперативно написанном по правительственным рекомендациям и презентованном Китайской футбольной ассоциацией, 50 пунктов. В конечном итоге они преследуют три главные цели, сформулированные лично товарищем Си: сборная Китая должна выйти в финальную часть чемпионата мира, страна — сначала заполучить и провести домашний чемпионат мира (предпочтительно — уже в 2026 году), а затем и выиграть его (желательно — не позже 2030).

Первый и главный параграф реформы совершенно логичен: запрет на все формы государственного финансирования клубной деятельности. Ни юаня из бюджета! Абсолютный приоритет рыночных отношений, экспансия новых маркетинговых технологий, ежегодные аудиторские проверки, открытые публикации финансовых отчётов. И, самое главное, существенные налоговые послабления инвесторам.

Частному бизнесу, который готов вкладываться в футбол, гарантируется, во-первых, лояльность власти (а это в Китае дорогого стоит), во-вторых — серьёзные льготы. Для самых активных и технологичных инвесторов предусмотрено снижение ставки корпоративного подоходного налога с 25% до 15%, а налога на предпринимательскую деятельность — до ничтожных 3%.

Для крупного бизнеса условия просто шоколадные. Неудивительно, что уровень конкуренции за контрольные пакеты акций китайских команд мгновенно достиг пиковых значений, а новое пятилетнее соглашение на показ матчей чемпионата Китая потянуло на 1,26 миллиарда долларов, что в 20 раз больше предыдущего.

Именем партии и правительства

При этом государство от решения футбольных проблем вовсе не самоустранилось. Его законная «делянка» — национальные сборные, развитие детского и массового футбола.

В 2017 году 20 тысяч общеобразовательных школ обзавелись за государственный счёт новыми футбольными полями, а к 2025 в программе будут задействованы уже 50 тысяч учреждений. Уроки футбола вошли во все школьные программы, методисты подготовили учебник с QR-кодами, при сканировании которых с помощью смартфонов дети получают доступ к дополнительным обучающим роликам.

К 2020 году в стране должно быть 50 миллионов человек, активно играющих в футбол, из них 30 миллионов — школьники. Эти объёмы, по мнению китайских аналитиков, гарантируют широкие возможности для клубных академий: через 3-4 года скауты смогут выбрать для дальнейшего обучения по профессиональным программам порядка 100 тысяч самых способных юных футболистов.

Контролируемые инвестиции государства во внутренний спортивный рынок (а футбол здесь значится под номером 1) должны через 12 лет вывести его на годовой объём в 800 миллиардов долларов. Для сравнения: сегодня объём мировой спортивной индустрии оценивается в 145 миллиардов.

Смотрите, кто пришёл

В погоне за лояльностью власти (в Китае высоко развита культура «гуанси»: особая система социальных отношений, основанная на обмене взаимными легальными услугами) и налоговыми льготами в футбол пришли крупнейшие представители китайского бизнеса.

Вот лишь несколько примеров.

Бессменным чемпионом страны 5 последних сезонов, «Гуанчжоу Эвергранд», владеют гигант в сфере недвижимости Evergrande Group (60% акций) и всемирно известная интернет-компания Alibaba (40%).

Клуб «Цзянсу Сунин» принадлежит Suning Commerce Group, магнату в сфере розничной торговли, доля которого находится в собственности всё той же Alibaba.

За «Шанхай Шэньхуа» стоит строительный гигант Greenland Group. «Хэбэй Чайна Форчун» финансируется застройщиком China Fortune Land Development. «Шаньдун Лунэн» владеет энергетический магнат Кан Менцзюнь...

Поход на Европу

Быстро насытив финансами внутренний рынок, китайский бизнес обратил свои взоры на рынки внешние. Только за последние пару лет под китайский протекторат в той или иной мере перешли почти два десятка известных в мире футбола клубов. А малоизвестным или совсем неизвестным несть числа.

Европейские клубы, которые принадлежат китайцам.

«Атлетико» (Мадрид, Испания)

В январе 2015 года крупнейшая девелоперская компания Китая Wanda Group вложилась в один из старейших клубов мира, заплатив за двадцатипроцентный пакет акций 45 миллионов евро. Условия сделки, кроме прочего, предполагают открытие в Китае трёх школ «Атлетико» и крупные инвестиции (порядка 35 миллионов долларов) в академию футбола в Мадриде, в которой особое внимание будет уделяться юным китайским футболистам.

«Сошо» (Монбельяр, Франция)

Летом 2015 «Сошо» перешёл под контроль китайских инвесторов (компания Ledus, электронное оборудование) всего за 7 миллионов евро. «Мы не торговцы, у нас долгосрочные планы. Мы хотим развивать академию клуба», — заявили новые владельцы. Первый «китайский» сезон оказался крайне неудачным: 13 место во французской Лиге 2.

«Славия» (Прага, Чехия)

В сентябре 2015 энергетическая компания China Energy Company Limited приобрела 60% акций «Славии» у бывшего министра транспорта Чехии Алеша Ржебички. Дополнительным условием сделки являются крупные инвестиции в национальную сборную Чехии.

«Манчестер Сити» (Манчестер, Англия)

В конце декабря 2015 года компания China Media Capital Holdings приобрела 13% акций клуба за 265 миллионов фунтов. Переговоры длились около полугода, а решающим позитивным фактором, по некоторым сведениям, стал визит в Великобританию президента Китая Си Цзиньпина.

«Ден Хааг» (Гаага, Нидерланды)

Зимой 2015 владелец компании United Vansen (организация международных спортивных соревнований) Ванг Хюй стал держателем 98% акций клуба АДО «Ден Хааг». Сумма сделки не разглашается. «В течение 5 лет мы собираемся сделать „Ден Хааг“ клубом, известным всей Европе», — заявил Ванг. Результат первого сезона — 11 место в Эредивизи (высшая лига голландского футбола).

«Эспаньол» (Барселона, Испания)

Китайский миллиардер Чен Яншен (владелец Rastar Group, пластмассовый бизнес) в январе 2016 стал владельцем контрольного пакета акций (54%) «Эспаньола». Сумма сделки оценивается в 18 миллионов евро. Сделка подразумевает реструктуризацию клубного долга (191 миллион евро) и увеличение общего оборотного капитала до 90 миллионов евро.

«Милан» (Милан, Италия)

Бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони владел «Миланом» 30 лет, но в апреле 2017 года окончательно со своим детищем расстался. Холдинг Rossoneri Sport Investment Lux с доминирующим участием китайского капитала выкупил 99,93% акций клуба за 740 миллионов евро, 220 из которых составляют долговые обязательства «Милана». Объём гарантированных новыми владельцами вложений составляет 350 миллионов евро в течение ближайших трёх лет.

«Гранада» (Гранада, Испания)

Летом 2016 года обладателем контрольного пакета акций клуба стал Цзянь Лижанг (Link International Sports Limited, организация туров на спортивные мероприятия), заплативший за свой интерес 37 миллионов евро.

«Интер» (Милан, Италия)

В июне 2016 торговая сеть Suning Commerce Group выкупила 68,55% акций «Интера» за сумму около 270 миллионов, введя в в состав совета директоров клуба 5 своих представителей. «Китай станет вторым домом для „Интера“, а наши инвестиции помогут клубу вернуть былую славу и привлечь главных звёзд со всего мира», — заявил глава компании Чжан Цзиньдун.

«Ницца» (Ницца, Франция)

Китайско-американский консорциум во главе с генеральным директором NewCity Capital (туризм, гостиничный бизнес) Ченом Ли летом 2016 выкупил 80% акций «Ниццы». Финансовые аспекты сделки не раскрываются, но, по словам президента клуба Жана-Пьера Ривьера, которому принадлежат оставшиеся 20% акций, «теперь „Ницца“ начнёт чувствовать себя комфортно и будет развивать свой бренд по всему миру».

«Лион» (Лион, Франция)

В августе 2016 инвестиционный фонд IDG Capital Partners вложил в 20% акций «Лиона» 100 миллионов евро. Соглашение подразумевает, помимо всего прочего, открытие футбольных школ в Китае, Гонконге, Макао и Тайване.

«Астон Вилла» (Бирмингем, Англия)

Летом 2016 глава компании Recon Group (IT-инфраструктура, энергетика, сельское хозяйство, туризм, спорт) Ся Цзяньтун стал владельцем «Астон Виллы», потратив 86 миллионов евро. Своё первое обещание — за год вернуть команду в Премьер-лигу — он не сдержал: 13 место в Чемпионшипе (второй по силе английский дивизион).

«Вулверхэмптон» (Вулверхэмптон, Англия)

Летом 2016 инвестиционная компания Fosun (владелец — Го Гуанчан) за 54 миллиона евро купила «Вулверхэмптон». «Мы желаем видеть клуб в высшем английском дивизионе как можно раньше и закрепиться там на максимально долгий срок», — подчеркнули владельцы на первой пресс-конференции. Итог сезона — 15 место в Чемпионшипе.

«Вест Бромвич Альбион» (Вест Бромвич, Англия)

В августе 2016 владелец инвестиционной компании Yunyi Guokai Sports Гуочуан Лай приобрел 88% акций клуба за 178 миллионов фунтов. «Мешки» (народное прозвище «Альбиона») стали первым клубом Премьер-лиги, полностью перешедшим под китайский контроль.

Обратная сторона медали

Стремление заманить в китайскую Суперлигу как можно большее количество мировых суперзвёзд, снабдив их суперзарплатами, за последнее время приобрело гротескные формы. Минувшей зимой китайские клубы потратили на трансферы 331 миллион фунтов, тогда как многолетний европейский лидер — английская Премьер-лига — всего 215 миллионов. 331 миллион — это больше, чем объёмы трансферных рынков Испании, Италии, Германии и Франции вместе взятых.

Но бог с ней, с формой. Главное, что «обрастание жиром» быстро отразилось на качестве исполнения национальной программы развития футбола. Переизбыток мастеровитых иностранцев ударил по внутреннему рынку труда: местным игрокам пробиться в основные составы стало ощутимо сложнее. Те же, кто пробился, получают теперь контракты, измеряемые в миллионах (5 лет назад, на заре реформ, средняя зарплата в Суперлиге составляла порядка 250 долларов в месяц), и автоматически теряют стимул для дальнейшего роста.

Знакомая история, не правда ли? Стоит всего лишь поменять названия клубов и стран, фамилии игроков...

Разница лишь в том, что Китай среагировал на нежелательное «искривление реальности» очень оперативно. Теперь в Поднебесной действует стопроцентный налог на покупку иностранных футболистов. Приобретая условного Месси за условный миллиард, клуб обязан перечислить такую же сумму в фонд развития молодёжного футбола.

Кроме того, накануне нового сезона в Суперлиге были введены новые правила лимита. Прежняя схема «3 легионера + 1 азиатский футболист + 7 китайцев» дополнена заботой о молодёжи: в основном составе должен выходить как минимум один китайский футболист не старше 23 лет, а ещё один — фигурировать в заявке. В следующем сезоне правила будут ещё жёстче: в составе должно быть ровно столько же молодых китайцев, сколько и звёздных легионеров.

Трудно сказать, насколько оправданы меры крутого ручного управления. Например, ведущий аналитик в области китайского спортивного бизнеса Марк Дрейер настроен скептически: «Постановления пришли сверху от людей, которые на самом деле не понимают, как устроен футбол. Они думают: „Так, мы должны пресечь траты и привлечь молодых игроков — вот вам правило А, а вот правило B“. Но всё не так просто. Клубы могут пойти и на сокращение легионеров, — лишь бы не выпускать неготовых юниоров — а цены на молодых китайских игроков взлетят».

В любом случае наблюдать за тем, что происходит сегодня в китайском футболе и вокруг него — это занятие и увлекательное, и познавательное одновременно.

Бонус

В пятёрку самых высокооплачиваемых футболистов мира входят 3 игрока, выступающие в китайской Суперлиге:

1. Карлос Тевес (Аргентина, «Шанхай Шеньхуа», Китай) — 40 миллионов долларов в год.

2. Лионель Месси (Аргентина, «Барселона», Испания) — предположительно 30-35 миллионов (официальные данные не разглашаются).

3. Эзекьель Лавесси (Аргентина, «Хэбэй Чайна Форчун», Китай) — 30 миллионов.

4. Оскар (Бразилия, «Шанхай СИПГ», Китай) — 22 миллиона.

5. Криштиану Роналду (Португалия, «Реал», Испания) — 21 миллион.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы