Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Аргументы и Факты
16+
Федеральный АиФ
Примерное время чтения: 5 минут
781

День святого «никогда». Россия хочет в УЕФА, а ее туда пустят?

Сюжет Санкции в отношении России и ответные меры РФ
Перспектива возвращения сборной России к официальным соревнованиям под эгидой УЕФА покрыта мраком
Перспектива возвращения сборной России к официальным соревнованиям под эгидой УЕФА покрыта мраком / Jesper Zerman / www.globallookpress.com

В канун очередных товарищеских матчей сборной России по футболу вновь зазвучала тема возвращения отечественных спортсменов к официальным соревнованиям.

«Сейчас шансов ноль»

Главный тренер сборной России Валерий Карпин, слова которого приводит «Спорт-Экспресс», данного вопроса коснулся даже дважды. Сначала прокомментировал выступление имевшего российский паспорт Дугласа Сантоса за сборную Бразилии: «А чего расстраиваться? Ему 31 год, а нас вернут, когда будет 40, например».

Далее Карпин коснулся вопроса возможности участия сборной России в ЧМ-2026: «Шансы будут, если закончится СВО. Сейчас шансов ноль, насколько я понимаю».

«Лично я против отстранения спортсменов»

Следом данную тему, причем вынужденно, затронул глава УЕФА Александр Чеферин в интервью Politico. Функционера спросили, почему санкции, введенные против сборной России и российских клубов, не используются в отношении Израиля в связи с ситуацией в секторе Газа.

«Сейчас отстранение российских команд, кажется, длится три с половиной года. Конфликт прекращен? Нет. Так что пока я не знаю. Должен сказать, что в ситуации с Россией и Украиной было очень сильное политическое давление, — сказал Чеферин. — Сейчас это больше давление гражданского общества, чем политиков, потому что политики в таких ситуациях очень прагматичны. Я не могу сказать, что произойдет. Разговоры идут обо всем, но лично я против отстранения спортсменов».

Фактически руководитель УЕФА сказал — причиной отстранения России в 2022 году было давление политиков, которого в случае с Израилем нет. При это Чеферин открыто сказал — разумеется, Москва не будет менять свой политический курс из-за того, что ее футболистов куда-то не пускают. Примерно той логики придерживается и ФИФА. Можно также вспомнить, что Спортивный арбитражный суд признал, что меры в отношении российских футболистов дискриминационные, однако счел такую дискриминацию допустимой.

Разнообразные не те

И встает вопрос — что же дальше?

Никакой технической проблемы с возвращением сборной России и российских клубов нет. Израильтяне продолжают играть, хотя порой организация их матчей с точки зрения безопасности превращается в головную боль. Выступают белорусская сборная и клубы, хотя и с ограничениями. Периодически игры с белорусами подвергаются бойкоту ряда стран вроде республик Балтии, но это функционерами УЕФА пресекается жестко — нежелающие играть просто получают технические поражения.

Сборная России в 2025 году уже сыграла четыре товарищеских матча и намерена провести еще шесть. Если все они состоятся, это будет рекордом с момента отстранения.

Ни о какой изоляции говорить не приходится, на первый взгляд. Но есть проблема. Среди соперников, с которыми мы играли, практически нет европейцев, за исключением Сербии и Белоруссии.

Между тем, планы возможного перехода в Азиатскую конфедерацию футбола, существовавшие несколько лет тому назад, был в итоге отвергнуты — Российский футбольный союз решил ждать возвращения в УЕФА.

Чеферин не готов воевать за российский футбол

Как мы уже знаем, глава УЕФА никакого резона в отстранении России не видит. Но здесь приходится снова возвращаться к «давлению политиков».

В тех видах, где россиян вернули в «нейтральном статусе», они постоянно сталкиваются с проблемами, связанными с допуском на старты, проводимые в европейских странах. Порой это просто отказ в визах, но иногда дело доходит до законодательного запрета на участие российских спортсменов в соревнованиях на территории страны.

Если завтра ФИФА и УЕФА решатся на снятие санкций с России, им предстоит выдержать тяжелый бой не только с главами местных футбольных федераций, но и руководителями государств Европы, в головах которых сейчас процветает форменный «дранг нах Остен». Даже попытка вернуть к соревнованиям юношей вызвала такую истерику в Европе, что в УЕФА почли за лучшее инициативу свернуть.

Громкие заявления руководителей ЕС, а также первых лиц государств Старого Света дают понять, что даже в случае прекращения украинского кризиса они намерены и дальше рассматривать Россию в качестве врага. Адепты русофобии превратили санкционное давление в свою «священную корову», и даже при неэффективности этих мер отказываться от него не собираются.

В чем перспективы, брат?

В такой ситуации трудно не согласиться с Валерием Карпиным — отстранение российского футбола может продолжаться очень долго. И девять лет, и пятнадцать — до смены нынешнего политического курса в Старом Свете.

Некоторые связывали свои надежды с Дональдом Трампом, но американский лидер занимает весьма своеобразную позицию. Разговоры о возможной организации хоккейного матча Россия — США дальше слов не продвинулись, а насчет футбола прозвучало и нечто странное. Глава США посулил Путину приглашение на ЧМ-2026, который пройдет в Америке, в случае, если будет подписано мирное соглашение с Украиной.

Но, во-первых, вопрос о мире слишком серьезный для игривых обещаний, а во-вторых, не очень понятно, что делать президенту России на мундиале, куда не допустили российскую сборную?

На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) была принята Тяньцзиньская декларация, в которой, в частности, говорится: «Крупные международные спортивные состязания должны организовываться в духе мира, взаимопонимания и международного сотрудничества, дружбы и терпимости без дискриминации по любому признаку».

Вот только в европейском футболе рулят страны, чьи главы вряд ли прислушаются к мирным идеям ШОС. Посему перспектива возвращения сборной России к официальным соревнованиям под эгидой УЕФА покрыта мраком.

Парадокс в том, что с Россией готовы играть и играют в Азии, Африке и Латинской Америке. Но мы упорно лезем туда, где больны русофобией на всю голову. Как пел Высоцкий: «Но надо мне туда, куда три дня не принимают, и потому откладывают рейс».

Герой песни Владимира Семеновича в итоге психанул и улетел «туда, где принимают». Может, и российскому футболу стоит еще раз подумать над этим?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах