Именно благодаря «Арарату» о существовании ПФЛ знают теперь даже те, кто не имеет к футболу никакого отношения. Чёрной молнии подобный (точнее, чёрно-желтой, таковы клубные цвета), он конкретно жаждет бури. Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе — никак не меньше — слышит лига в этом крике. Лига стонет перед бурей (на самом деле получает удовольствие и рекламу). Стонет, мечется над полем, и в дренаж его готова спрятать ужас свой пред клубом...
В общем, модное словечко «хайп» очень точно отражает если не смысл, то образ жизни «Арарата». Его короткая биография изобилует громкими акциями, резонансными заявлениями, удивительными событиями. Все без исключения новости, связанные с «Араратом», балансируют на тонкой грани между сенсацией и скандалом, и это в лучшем случае.
Если у клуба есть штатный пиарщик, ему полагается шикарная премия: имя себе «Арарат» уже создал. Дело за малым: ответить за сказанное.
Стремительным домкратом
С момента последней публикации АиФ.ru на тему «Арарата» прошло буквально несколько дней, но они вместили в себя целую жизнь. Вот краткая хронология событий.
Днём 5 сентября главный тренер «Арарата» Александр Григорян взрывает очередную информационную бомбу армянского производства, заявив, что 7 сентября «Арарат» проведёт последний матч в сезоне (против «Рязани»), после чего прекратит своё существование. В развитие темы появляются новости о том, что звёзды — в частности, Марат Измайлов — уже озабочены поисками нового клуба.
Утром 6 сентября сайт «Матч ТВ» публикует интервью беглого Валерия Оганесяна, в котором он намекает на то, что его жизни угрожает опасность:
— В плане физического здоровья всё нормально, нет такого, что завтра могу умереть. Хотя мою смерть предсказывают очень многие люди. И все говорят: твоя смерть зависит от тебя. Это какой-то намёк, но я понимаю его как прямую угрозу.
Через некоторое время текст интервью с сайта исчезает, но найти его в интернете несложно.
Вечером того же дня до Оганесяна дозванивается «Спорт-Экспресс». Становится известно, что:
— клуб не умрёт, а доиграет как минимум до конца сезона;
— продавать «Арарат», единоличным владельцем которого он якобы является, Оганесян не намерен.
7 сентября, незадолго до начала «матча века» между «Араратом» и «Рязанью», становится известно, что клуб обрёл новых хозяев. Свеженазначенный президент Игорь Коротков утверждает, что произошла мгновенная смена учредителя, а Оганесян отчитался по всем суммам, за которые нёс ответственность: «Он полностью ликвидировал финансовую задолженность перед „Араратом“, и сейчас к нему нет каких-либо финансовых претензий. Мы будем дальше работать и всегда стремиться к победам. Мы продолжим тот вектор развития, который был намечен изначально: выход в ФНЛ».
В тени
Что-то подсказывает: всеобъемлющая пиар-кампания «Арарата», так ладно скроенная и так крепко сшитая, родилась не вдруг. Она не следствие, она и есть причина. У неё есть сценарист. А у сценариста — имя. Несмотря на утверждения Валерия Оганесяна о том, что клуб — его детище, известно, что идеологом (это как минимум) проекта является медиамагнат Арам Габрелянов.
Ни один из участников футбольного конфликта не потревожил всуе его имя. Но после матча с «Рязанью» посетивший игру Габрелянов в разговоре с болельщиками и журналистами счёл нужным заявить свою точку зрения:
— Оганесян признал вину и извинился. Как профессионал он хороший, но у него своё понимание футбола, основанное на том, что это чисто бизнес, — цитирует Габрелянова sports.ru. — А это кроме бизнеса ещё и душа, сердце и эмоции. Если ты делаешь это с душой, нужно делать до конца. Нужно всё честно рассказывать команде. Оганесян, как говорят на Кавказе, стал меньжеваться, и мне это не понравилось. Я ему об этом сказал, он психологически не выдержал и уехал в Грузию. А так претензий к нему нет. Всё нормализовано.
То, что Оганесян вкладывал в проект свои деньги, — неправда. Не знаю, может быть, он зарегистрировал какую-то фирму за 3 тысячи рублей? Но была чёткая договорённость, что он делает народный клуб. Он это признал. Но в один момент у него перемкнуло, он решил, что владеет клубом. Началась нервная обстановка, мы стали высказывать Оганесяну претензии, футболисты — тоже. Что за претензии? Если ты что-то взял из клуба — верни это. У меня было одно условие: чтобы он извинился перед командой и вернул всё как было. Чтобы вернул акции. Проблем с деньгами в клубе сейчас нет.
Что дальше?
Итак, «Арарат» жив. Проблем с деньгами у клуба больше нет, имя его гремит по всей стране, в турнирной таблице зоны «Центр» ПФЛ он идёт на первом месте. Цель — выход в первый дивизион, а следом, без пауз и промедлений, — в РФПЛ. Но и тут уже подпущено туману:
— Задача выйти в РФПЛ? Я этого не потяну, — поделился сокровенным Александр Григорян. — Понимаю, что для меня это невозможно. Впереди первый дивизион, а там бывают сложные ситуации. Главное, что есть человек, готовый финансово и морально поддержать команду. Он глубоко анализирует каждую игру. Я таких руководителей никогда не встречал.
Возможно, эти слова относятся к Габрелянову. Возможно — к миллиардеру Самвелу Карапетяну, владельцу промышленно-строительной группы «Ташир» (его участие в проекте рассекретил как раз Арам Ашотович, добавив, что есть много бизнесменов, которые хотят помочь клубу). В случае выхода в ФНЛ бюджет «Арарата», который сейчас составляет примерно 150 миллионов рублей, возрастёт как минимум вчетверо...
А матч с «Рязанью», который мог стать для «Арарата» последним, прошёл в вязкой тяжёлой борьбе и завершился победой хозяев поля с минимальным счётом: победный гол «Арарат» словно бы по заказу забил в компенсированное время.
На пресс-конференции Александр Григорян сделал ход конём:
— Вы согласны со мной в том, что с нами, армянами, нескучно? Думаю, что даже игроки наши после всех этих новостей потеряли по три килограмма на нервной почве. Надо же мне было как-то привлечь ваше внимание, а то после РФПЛ чувствую нехватку этого. Думаю, что на следующую игру ещё что-то придумаем. За нами не заржавеет.
Кто бы сомневался.
Баттл Оганесян vs Григорян
В середине августа, когда главным тренером «Арарата» стал Александр Григорян, только-только уволенный из «Анжи», стало понятно: назначение — стопроцентно кассовое. Во-первых, подчёркивает национальную идентичность клуба, во-вторых, гарантирует долгоиграющий резонанс в информационном пространстве.
Григорян известен в футбольных кругах не столько качеством работы (хотя в его биографии есть успешные проекты), сколько умением высказаться ярко, образно, вычурно. В этой связи профессионалы его всерьёз не воспринимают, а журналисты, наоборот, ценят.
Никому не дано знать, как сложится судьба Григоряна в «Арарате», но одну из своих миссий он уже выполнил. «Баттл» между ним и Валерием Оганесяном, который и пригласил Григоряна в «Арарат», — уникальный, эксклюзивный образец общения между президентом (теперь уже экс-) и главным тренером. И вообще отдельная глава всей этой увлекательной истории.
Первым выступил Оганесян. Уехав в Грузию, он некоторое время хранил молчание, а, когда начал говорить, Григоряну уделил особое внимание:
— Когда команда услышала фамилию «Григорян», два дня собирала собрания и уговаривала меня: не надо. В итоге все замены по ходу игры всё равно делал я, даже когда тренером стал Григорян. Я ему говорил: «Ты больше о футболе думай, меньше разговаривай». Григорян неслабый тренер, желаю ему работать на самом высоком уровне. Но предполагаю, что матч с «Рязанью» станет последним для Григоряна в нашем футболе.
Григорян не замедлил с ответом, но предпочёл стихотворную форму:
Сквозь вековые непогоды
Идёт, берёт, вершит своё
Дурак — явление природы,
Загадка помыслов её
Но Оганесяну палец в рот не клади, и вот его ответ:
Когда сидишь в собрании шумных,
Язык пылает и горит,
Но люди делятся на умных
И тех, кто много говорит
Счёт в баттле стал 2:1, но Григорян, конечно же, не сдался, а чудесная победа над «Рязанью» снабдила его вдохновением. Он адресовал Оганесяну такое четверостишие:
Строчки вяжутся в стишок,
Море лижет сушу,
Дети какают в горшок,
А большие — в душу
Валерий Станиславович, ваша очередь.