Положительного в российском футболе тоже достаточно. И о таком положительном грех не рассказать.
Производя программу ФанZона, мы, её создатели, пропагандируем и развиваем мысль о том, что наша футбольная инфраструктура далека от совершенства, но при этом сами многое предлагаем для того, чтобы отстоять права болельщиков и предложить спортивным властям свои выходы из сложных ситуаций.
Как же мы были удивлены, когда к нам обратился ни много ни мало генеральный директор самарского клуба «Крылья Советов» – Денис Маслов – с просьбой помочь в решении конфликтной ситуации с болельщиками «Крылышек».
Нечасто у нас возникают ситуации, когда начальство клуба само идёт на контакт с фанатами, да ещё и признавая свои прошлые ошибки. Удивительно, что мы должны этому радоваться, ведь стратегии всех приличных и скромных европейских клубов настроены на компромисс и сотрудничество с болельщиками и фанатскими объединениями – там это считается нормой, а у нас благодатью.
Западные клубы видят в болельщике не только энергетику, но и значительную часть экономики команды. Ибо традиционный западный клуб с самого начала сезона знает, что одна из трибун всегда будет заполнена, а объединения заранее авансируют покупкой абонементов клубную кассу. Плюс, разумеется, продажа атрибутики, пива, снеков, сосисок, сувениров, клубных карт и многого другого.
К сожалению, в России только
Эта печальная картина дополняется не самым роскошным сервисом в провинции, не говоря уже о настоящей работе с болельщиками, которые в основном предоставлены сами себе. В случае с ФК «Краснодар» про них и вовсе не думают. А в случае с фанатами грозненского «Терека» создают видимость движения, полностью подконтрольного главе республики.
На этом фоне известие из Самары выделяется приятной неожиданностью. Стоит напомнить, что в прошлом году самарские фанаты вступили в длительный, на износ, конфликт с руководством клуба – с тем же Денисом Масловым. Вначале руководители решили поднять цены на восьмой фанатский сектор стадиона «Металлург», после того как суппортеры стали протестовать и рисовать баннеры, на сектор ввели полицию и организовали тщательный «шмон» при входе на трибуны. Конец прошлого сезона прошёл под знаком ненависти и бойкота матчей родной команды всем сектором. Параллельно посещаемость «Крыльев» стала неуклонно снижаться из-за неудачной игры команды, потока скандалов вокруг неё, да и фанаты возбудили сообщество своими протестами.
Не все руководители знают, что вести войну со своими же болельщиками – себе дороже. В своё время ожесточённое противостояние спартаковской «Фратрии» с администрацией Сергея Шавло привело к решению президента клуба Леонида Федуна уволить не спартаковский вираж, а источник противостояния – Шавло, пресс-атташе Владимира Шевченко и главу фан-клуба Владимира Гришина. С тех пор отношения «спартачей» и клубного руководства, если и не братские, то, по крайней мере, конструктивные.
Пока в российском футболе длительную осаду против своих болельщиков ведут лишь два президента. Самый величественный из них – президент «Торпедо» Александр Тукманов. Итогом этой битвы всех времён стал полный раздрай вокруг чёрно-белых, пустой стадион имени Стрельцова, шесть раз дисквалифицированный (!) Российским футбольным союзом за бесчинства фанатов, поток скандальных выходок фанов и их арестов и многие другие неприглядные вещи.
Вариант «лайт» по сравнению с «Торпедо» – это отношения фанатов «Локомотива» со своей президентшей Ольгой Смородской, которые тоже дошли и до открытых стычек, бесчисленных акций и баннеров, арестов и внесения в чёрный список. Итог всё тот же: приличное снижение посещаемости, плохой имидж. От неважной энергетики, не исключаю, идут и плохие результаты обоих клубов.
Даю сто процентов, вся эта война непременно закончится поражением не болельщиков, а не умеющих договариваться руководителей клубов! Даю сто процентов!
Не исключено, что подобный опыт вдохновил самарского гендира пойти на разумные компромиссы со своими болельщиками и прекратить, в общем-то, бессмысленную войну. Сам Маслов признавался, что на первых порах не оценил шаги, которые, может, были бы и логичны для западного клуба. Повышение цен на билеты и требования к определённому этикету на секторе разумны, когда на стадионе созданы определённые комфортные условия и сервис для зрителей. Какой сервис может быть на нынешнем давно уже устаревшем «Металлурге», где многое застыло в прошлом веке? Вопрос риторический.
Тем не менее на первом матче второго круга Маслов отменил завышенные цены и убрал с сектора полицию.
Кроме того, директор «Крыльев» предложил фанатам то, что уже практикуется и в «Спартаке», и в ЦСКА, «Динамо», «Зените» – взять под контроль свой восьмой сектор, взамен получая процент от продажи билетов. На равных условиях стороны договорились и о реализации атрибутики: клуб печатает шарфы и флаги, отдаёт на реализацию представителям болельщиков, каждый получает свой процент. Такая же схема работает не то, что в России, но и в Англии и Германии. «Важно дать болельщикам быть причастными к делам клуба, не к селекции, конечно, но к маркетинговым делам, важно дать фанатам не рыбу, а удочку для её ловли», – говорит Денис Маслов.
Представитель активных болельщиков будет введён в структуру клуба. Клубом и виражом разработаны специальные карты для посетителей фанасткого сектора, чтобы на нём были только свои. В ответ клуб требует от фанатов наведения порядка среди своих.
Достигнуто соглашение об открытии отдельной кассы для активных болельщиков, начинается переустройство допотопных входов и проходов и на гостевой самарский сектор, постоянно раздражающий тысячи приезжих болельщиков из-за постоянных очередей, давок и грубости полиции. Заключён договор с компанией на проектно-сметную документацию по расположению турникетов и расширению их на фанатских трибунах (для быстрого и удобного входа).
Отдельно Денис Маслов разработал стратегию работы и с другими болельщиками, «кузьмичами», посещающими центральные сектора.
Испытывающий серьёзные финансовые трудности клуб, дела в котором ведёт менеджер новой формации, не только стал автором громкой сенсационной ничьей в Махачкале, но и впервые за многие годы забрал с выезда с собой в самолёт более
Историки фанатского движения страны подсчитали, что самая худшая посещаемость и спад интереса к футболу в 80–00-е годы напрямую были связаны с кризисом субкультуры болельщиков. Самые большие кризисы по разным причинам, от репрессий милиции до развала страны, происходили в
Кто-то, прочитав данный текст, скажет известную штампованную фразу: «Незачем заигрывать с болельщиками!». И правильно. С болельщиками не надо заигрывать, им необходимо создать условия для нормального, а не допотопного посещения матчей, а затем уже требовать обратного.
То, что работа в данном направлении похожа на ходьбу по минному полю, лично я увидел собственными глазами и объективами камеры программы ФанZона. Только на одном матче «Крыльев Советов» с ЦСКА была и свара гендиректора с полицией по поводу развеса флагов на собственном секторе, и утомительный проход через кордоны полиции на выездной сектор, и бардачный выход гостей через узкую калитку, и не чищеные от снега трибуны, и отсутствие точек питания и горячего чая в должном количестве. Зато благодаря первым мерам по налаживанию отношений стали и полные фанатские сектора, и 20 тысяч болельщиков на хозяйских трибунах, несмотря на холод и незавидное положение «Крыльев» в чемпионате.
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |