«Такой футбол нам не нужен», — говорит российский зритель и вместо того, чтобы пойти на стадион поддержать свою любимую команду, остаётся дома, включает телевизор и принимается смотреть игру чуждой нам английской Премьер-лиги между «Ливерпулем» и «Манчестер Юнайтед». Ближе к ночи он прогонит от телевизора домашних, не дав им понаблюдать за перипетиями событий в «Доме-2», чтобы насладиться испанским «Классико» между «Барселоной и «Реалом».
Понятное дело, что эти события в любом случае нельзя ставить в один ряд, но ведь раньше-то российский болельщик как-то ходил на стадион, набирал рейтинги трансляциям нашей, российской Премьер-лиги. Так почему же сегодня на одну игру «Барселоны» приходит на 35 тысяч фанатов больше, чем на все 8 матчей 20 тура чемпионата России, вместе взятых? Почему в Испании одна игра собирает 99 тысяч человек, а в России 8 матчей посещает всего чуть менее 62 тысяч?
Нет стадионов
Первой причиной такой низкой посещаемости и клубы, и руководство Российского футбольного союза (РФС) назовут отсутствие полей и стадионов, на которых можно качественно проводить матчи Премьер-лиги. И это всего за два года до Кубка конфедераций и за три года до чемпионата мира по футболу, которые в 2017 и 2018 году пройдут у нас в стране.
А между темь 5 из 8 матчей российского первенства команды-хозяева провели не на своих официальных домашних аренах.
В Екатеринбурге стадион переживает реконструкцию, и играть на нём физически невозможно. Вот и встаёт у футбольного клуба «Урал» выбор: либо играть в манеже на искусственном поле под крышей с вместимостью 3 тысячи человек, либо использовать доживающий свои последние дни допотопный стадион «Уралмаш» с проблемным газоном, либо заставлять своих фанатов ехать в Нижний Тагил, а может, и того лучше — в Челябинск. В 20 туре чемпионата России руководство клуба выбрало первый вариант, лишив зрелища порядка 1000 держателей сезонных абонементов и ещё 10 тысяч человек, которые, по статистике, приходят поддержать свою команду в домашних встречах.
Но «Уралу», считай, повезло — они хотя бы у себя в родном городе играли. Совершенно аховая ситуация сложилась в столице Башкортостана, городе Уфа, в котором не нашлось ни одного стадиона, способного принимать матчи Премьер-лиги. Домашний стадион одноимённой «Уфы» сейчас находится на реконструкции, поэтому «горожане» при своих болельщиках по-хорошему сыграли всего три матча. Всё остальное время они вынуждены вести кочевой образ жизни, поочередно назначая домашней ареной стадионы то в Перми, то в Саранске, как это было в 20 туре. Посещаемость при этом — сами понимаете какая — кому, например, в Саранске интересно смотреть, как Уфа играет с «Краснодаром»?
Нет своего стадиона и у столичного клуба «Торпедо». Давным-давно «автозаводцы» владели главной ареной страны, «Лужниками». Но теперь этот стадион реконструируется к ЧМ-2018, да и принадлежит уже городу, а не клубу. «Локомотив» на свой стадион не пускает даже на пушечный выстрел, подмосковная «Арена Химки» также занята «бездомными» пока ЦСКА и «Динамо». Вот и приходилось «Торпедо» ютиться на стадионе «Сатурна» в Раменском. Но в 2015 году РФС запретил команде играть на арене, которая не соответствует новым требованиям безопасности, да и газон там, как показала игра с «Зенитом», находится в отвратительном состоянии. Вот и пришлось чёрно-белым проводить свой «домашний» матч против «Спартака» на «Открытие-арене», домашнем стадионе гостеприимного красно-белого клуба, который не смог упустить возможности провести дополнительный домашний матч...
Нет полей
В Казани футбол «убил» летний чемпионат мира по водным видам спорта. Неожиданно эти соревнования было решено провести на главной арене города, которую строили к Универсиаде-2013 и на которой должен был свои матчи проводить местный «Рубин». Теперь там сооружают огромный бассейн, и играть там пока можно только в водное поло. На втором по величине стадионе города к концу марта почему-то не смели подготовить газон. Вернее, сумели, но пускать на него футболистов пока не решаются — боятся, что те истопчут всю траву и она не сможет вырасти для игр более поздней стадии турнира. Поэтому «Рубин» вынужден ютиться на запасной клубной арене вместимостью в 10 тысяч человек. Но арена настолько допотопна, что вкусивших всех прелестей современного стадиона болельщиков туда было не заманить даже первым официальным возвращением в город одиозного экс-тренера команды Курбана Бердыева.
И, наконец, совершенно безумная ситуация сложилась на домашней игре тульского «Арсенала», который должен был принимать на своём поле столичный ЦСКА. Дело в том, что тульская команда не сумела вовремя подготовить поле своего стадиона для комиссии РФС, которая вместо зелёной колосящейся травы увидела желтеющие остатки былого великолепия. Решено было запретить проводить игру на этой арене и перенести её на резервное поле, которое в случае с «Арсеналом» находилось в Москве.
В ответ на такое решение главный тренер команды при поддержке руководства клуба и Тульской области саботировал игру, в знак протеста отправив в столицу дублирующий состав и тренера молодёжной команды. Как итог — игра на тренировочном поле «Локомотива» в присутствии 1 300 человек! Даже московские фанаты отказались смотреть на этот фарс.
Главным аргументом защитников клубов в такой ситуации являются нападки на введённую не так давно систему осень-весна, мол, в России в футбол надо играть летом, а не зимой. Так-то оно так, но вот в чём загвоздка, в футбол в двадцатых числах марта играли и при системе весна-осень, и в лихие девяностые и даже в Советском Союзе, о котором с таким упоением вспоминают ветераны фанатского цеха. И никогда таких проблем не возникало. Так в чём беда сейчас?
Не можем? Нет. Не хотим!
«Не можем», — практически в один голос говорят футбольные клубы, когда речь заходит о подобных проблемах. И руководство команд готово назвать по десятку причин, которые не позволили им подготовить стадион к игре. И все эти причины звучат так правдоподобно, так неизбежно, что невольно начинаешь проникаться проблемами российских команд.
И лишь один вопрос не даёт покоя. Почему «Локомотив» в Москве может подготовить газон к сезону, а «Торпедо» в подмосковном Раменском — нет? Почему в Санкт-Петербурге агрономы научились выращивать траву к началу марта, а в Туле — нет? Как так в Химках трава выросла и готова выдерживать нагрузку в два матча в неделю вместе с еврокубковыми играми «Динамо» в феврале, а в Казани газон надо беречь вплоть до окончания чемпионата — чтобы не испортили?
Создаётся впечатление, что всё в этом вопросе зависит не от возможностей клубов, а от желания и профессионализма руководства команды. Где-то, как в Петербурге, захотели вырастить нормальный газон и сделали это. Кто-то нашёл себе нормальный резервный стадион, как «Динамо» с ЦСКА, и играет на нём. А кто-то не захотел, или, ещё лучше, забыл и теперь приводит своей лени и забывчивости десятки оправданий, каждое из которых звучит убедительнее предыдущего.
Не особо преуспел в стремлении привести болельщиков на трибуны и Российский футбольный союз. Ведь могли же в РФС пойти на уступки ради игры и послать в Тулу дополнительную комиссию, которая увидела бы на домашнем стадионе вполне приличный газон, на котором можно играть в красивый футбол при полных трибунах фанатов. Не послали. Не захотели... Получите скандал.
Футбол — не для фаната
А ведь главная проблема не в погоде, не в отсутствии полей, не в нежелании что-то с этим делать, не в лени. У руководства футбольных клубов и вообще всего российского футбола нет желания, потому что, по большому счёту, на данном этапе фанаты на стадионах им и не нужны.
Ну какой толк в десятках тысяч болельщиков, орущих матом с трибун, за что клубы вынуждены платить миллионные штрафы в казну РФС? Какой в них смысл, ведь они не приносят никакого дохода. Российские клубы не зарабатывают на входных билетах — этот пункт дохода составляет в самом лучшем случае 10% от общего бюджета команды, а в большинстве случаев и того меньше. А ведь в «Барселоне» это один из важнейших пунктов дохода.
Нам не нужен болельщик у телевизора. Телеканалы под давлением общественного мнения вынуждены за смешные деньги покупать права на трансляции игр, чтобы показывать их бесплатно. Клубы от продажи телеправ практически ничего не зарабатывают. Если сравнить с европейскими чемпионатами, в которых команды получают десятки миллионов евро в сезон за телеправа, то получается плачевная картина. Нам же зрители просто не нужны — от них не зависит доход команды.
Мы не продаём болельщикам атрибутику. У многих клубов Премьер-лиги нет ни своего собственного интернет-магазина, через который можно купить официальную форму, ни даже обычного клубного магазина, который бы реализовывал бы форму и сувениры, — мы даже не рассчитываем на это. Нам не нужен болельщик.
Конечно, зачем он нужен, когда мы можем попросить деньги из бюджета региона или у генерального спонсора, который по совместительству является и владельцем, а также в большинстве подобных случаев — компанией либо полностью государственной, либо с большим государственным участием...
Вот и получается, что болельщику такой футбол не нужен. А такому футболу не нужен болельщик — замкнутый круг, который пока никак не удаётся разомкнуть и который постепенно тянет наш футбол на дно, если не по результатам, то хотя бы по зрелищности.