В конце прошлой недели исполнительный комитет Российского футбольного союза (РФС) принял решение о включении в состав РФС трёх крымских клубов ТКС из Симферополя — бывшая «Таврия», СКЧФ из Севастополя — бывший ФК «Севастополь» и «Жемчужину» из Ялты. С этого сезона команды будут выступать во втором дивизионе в зоне Юг.
Свет на всю эпопею с принятием решения о включении клубов в РФС пролили журналисты «Новой газеты», которые опубликовали стенограмму заседания исполкома РФС, которое состоялось ещё 31 июля 2014 года. Вопрос вызвал жёсткие дебаты, которые, если верить написанному, свелись к необходимости проконсультироваться с министром спорта России Виталием Мутко, президентом ФИФА Йозефом Блаттером и президентом страны Владимиром Путиным. Главные опасения членов исполкома были связаны с тем, что они своим «маленьким» решением могут навредить «большому» делу, а также навлечь на наш футбол санкции.
Еврокубки
Одна из первых санкций, которые приходят в голову, — отстранение российских клубов от участия в еврокубках как минимум на один сезон. Эта санкция находится в ведении УЕФА и его президента Мишеля Платини. По большому счёту, такое решение будет беспрецедентным, ведь никогда ранее футбольные клубы не подвергались наказаниям по политическим причинам. Похожих ситуаций с национальными командами множество, но чтобы частные клубы… Никогда.
Но если всё же это произойдёт, то питерский «Зенит», московские ЦСКА, «Динамо» и «Локомотив», ростовский «Ростов», а также краснодарский «Краснодар» окажутся за бортом Лиги Европы и Лиги чемпионов, в которых они продолжают сражаться.
Евро-2016
Мы уже упомянули, что к футбольным сборным санкции по политическим причинам уже применялись. Достаточно вспомнить хотя бы отстранение сборной Югославии от участии в Евро 1992 года, когда страна находилась на грани развала. Тогда югославов лишили поездки на Евро-92. Вместо них отправились играть датчане. В итоге сборная Дании и выиграла тот турнир, хотя даже не должна была принимать в неё участие.
По аналогии, сборную России могут лишить права участвовать в Евро-2016. А чтобы не дожидаться 2016 года, когда турнир пройдёт во Франции, можно сразу запретить команде Фабио Капелло проводить отборочные матчи в квалификационной группе. То-то шведы обрадуются. Эта санкция также находится в ведении УЕФА и Мишеля Платини.
Эмбарго
По аналогии с продовольственным эмбарго, может быть введено и футбольное эмбарго. Теоретически оно может заключаться в отказе регистрировать трансферы иностранных футболистов в российские клубы. С уже принадлежащими нам Халками, Витселями и прочими Вальбуэна, конечно, уже никто ничего не сделает. Но поток мировых звёзд в скором времени может иссякнуть.
Для того чтобы реализовать эту санкцию, к делу придётся подключаться уже ФИФА и его президенту Зеппу Блаттеру, которые в последнее время каждый раз находил общий язык не только с Виталием Мутко, но и с Владимиром Путиным.
ЧМ-2018
Одна из самых утопичных, но и одна из самых пугающих и масштабных санкций — лишение России права принимать Чемпионат мира по футболу 2018 года. Это решение не столько футбольное, сколько уже политическое, как, впрочем, и решение доверить нам проведение мирового футбольного форума.
Формально, решение, отнять или нет у нас ЧМ-2018, лежит в поле деятельности ФИФА и того же Зеппа Блаттера. Но по отношению к этому вопросу на ФИФА будет оказываться сильнейшее давление на уровне глав государств. В первую очередь в подобном развитии событий заинтересована Великобритания, которую мы опередили в гонке за ЧМ-2018. Британцы и раньше всеми способами пытались отнять у нас право провести Мундиаль. Теперь же в их руках может появиться дополнительный козырь.
Экономическая блокада
Теоретически, западным компаниям могут запретить сотрудничество с РФС и российскими футбольными клубами. Вряд ли это как-то коснётся технических контрактов на поставку футбольной экипировки, но на спонсорских соглашениях вполне может отразиться. В первую очередь это должно пугать не команды, спонсорами которых выступают в основном отечественные компании, а Российский футбольный союз с его контрактами, заключёнными с немецким автопроизводителем, немецким же производителем спортивной одежды и инвентаря, а также американским производителем газированных напитков. Такие санкции вполне могут значительно расширить уже существующую брешь в бюджете РФС.
В отличие от всех предыдущих санкций, эта одна из самых реальных. Дело в том, что она зависит не от таких футбольных структур, как УЕФА и ФИФА, которые всё равно стараются оставаться вне политики. Этот вопрос зависит уже от глав западных государств.
Санкции по отношению к членам исполкома РФС
И наконец, на самое сладкое мы приберегли санкции, которые больше всего пугают членов исполнительного комитета Российского футбольного союза. Всего он состоит из 31-го человека. Кому-то будет наплевать на возможные санкции, кто-то, наоборот, страшится их, как огня.
Особенно опасны они могут быть для политических фигур, входящих в управление российским футболом, и для бизнесменов, у которых от санкций зависит значительная часть их дохода.
Вряд ли введение каких-либо ограничений в связи с принятием крымских команд понравится таким фигурам, как президент ЦСКА Евгений Гинер, владелец «Анжи» Сулейман Керимов, президент «Зенита» и глава правления ОАО «Газпромнефть» Александр Дюков, владелец сети магазинов «Магнит» и футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий. Если верить статье в «Новой Газете», то, по признаниям последнего, капитализация его компании может упасть почти в четыре раза — сократиться на 75 %.
Вряд ли обрадуются возможным санкциям экс-председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин…
Ответные санкции
Конечно, как и в продовольственном вопросе, мы можем ввести и ответные санкции. Но в футбольном плане они будут выглядеть немного менее значительными, чем в продовольственном.
По аналогии с запретом на ввоз в Россию отдельных видов товаров, мы можем запретить «ввоз» в страну иностранных футболистов из стран, присоединившихся к санкциям. Но вот кто от этого больше пострадает, российский футбол или мировой футбольный рынок — большой вопрос. Кстати, кое-какие действия по введению такой санкции уже предпринимаются — имеется в виду дискуссия вокруг расширения лимита на легионеров.
Потом, мы можем лишить мировую футбольную общественность радости лицезреть российские клубы в еврокубках, если, конечно, УЕФА не примет такого решения раньше нас. Но, судя по последним играм московского «Динамо» и питерского «Зенита» в Лиге Европы и в Лиге чемпионов, Европа нам за такую «санкцию» только спасибо должна будет сказать.
Мы, конечно, можем и на уровне сборной отказаться от участия в Евро-2016. И тут уже время праздновать придёт для отдельных государств: Швеции, Австрии, Черногории, Молдавии и Лихтенштейна, попавших с Россией в одну отборочную группу. Ведь мы — фавориты в этих соревнованиях, по крайней мере, на этапе квалификации.
Пострашнее, конечно, выглядит возможный отказ «Газпрома» от финансирования европейских футбольных проектов. Сразу разорится как минимум один футбольный клуб — сербская «Црвена Звезда». На очереди финансовые проблемы у немецкого «Шальке 04» и совсем маленькие неприятности для лондонского «Челси». И, конечно же, почувствует санкции УЕФА, ведь «Газпром» — один из немногих спонсоров Лиги чемпионов. Правда, на его место уже выстроилась целая очередь из других компаний, мечтающих видеть свои баннеры на финале Лиги чемпионов в мае.
Теоретически, можно запретить и российским футболистам выступать за иностранные команды. Это приведёт к тому, что на родину вернутся только что отправившийся в Испанию Амир Натхо, подписавший контракт с «Барселоной», и Павел Погребняк, играющий в первой английской лиге за клуб «Реддинг» — невосполнимая потеря для европейского футбола.
И да, конечно, мы можем отказаться проводить ЧМ-2018. Но и этому решению в Европе скорее обрадуются. В США — вздохнут с облегчением.