Чемпионат мира в Бразилии выявил не только проблемы внутри российского футбола, но и кризис этого вида спорта во внешних его проявлениях — в популярности среди болельщиков. К таким выводам можно прийти, обратившись к рейтинговым исследованиям телеаудитории, которые регулярно проводит компания TNS и на которые ориентируются даже рекламодатели.
В Бразилии неудача сборной не способна повлиять на любовь народа к футболу. Когда играет их «селесао», улицы городов так и будут пусты на время матча. В России же телерейтинги футбола упали ещё до вылета нашей команды с чемпионата мира. Страшно даже представить, что с ними станет после того, как мы разочаровались в наших футболистах.
Футбол
Но предлагаем перейти от слов к реальным цифрам. Итак, если верить исследованиям специалистов, то самой рейтинговой трансляцией с чемпионата мира в России был матч второго тура группового этапа между нашими футболистами и сборной Бельгии. Его рейтинг составил 10,7 % по Москве и 10,2 % по России. Сразу оговоримся, что рейтинг — это среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории. То есть, если анализируются данные от 100 тысяч человек, то матч сборной России в данном случае из них смотрели в среднем 10,5 тысяч человек. Такая статистика отражает реальную ситуацию по всей стране.
Бельгия — Россия 1:0: второй матч группового раунда ЧМ-2014
Наверняка лишним было бы говорить, что в Бразилии аналогичный показатель неуклонно стремился бы к ста процентам. Даже после унизительного поражения от сборной Германии матч бразильцев за третье место с Голландией заставил улицы страны опустеть. И все смотрели отнюдь не сериалы.
Кстати, второй по популярности матч в России — это даже не игра нашей сборной. Вторым с показателем 10,%, всего на 0,1% меньше главного матча нашей команды, стал финал чемпионата мира, в котором встречались сборные Германии и Аргентины. Интересно, что в XXI веке этот финал одновременно стал и самым невостребованным у российской аудитории среди финальных матчей чемпионатов мира и Европы.
И только на третьем месте расположилась решающая для нас встреча, которая могла впервые в истории вывести сборную России в плей-офф мирового первенства, — игра со сборной Алжира. Этот матч 26 июня 2014 года собрал у телевизоров 10,5 % зрителей. О первой игре нашей команды на чемпионате против Южной Кореи и говорить не хочется. Эту игру в ночь с 17 на 18 июня посмотрело всего 4,4 % от общей аудитории — даже меньше, чем многие рядовые для патриотично настроенных болельщиков матчи других сборных.
Алжир — Россия 1:1: отечественная сборная покидает ЧМ-2014
Провести идеальное сравнение популярности двух видов спорта позволяет чемпионат мира по хоккею, который двумя месяцами ранее, в мае 2014 года, проходил в Минске. Вполне логично, что самым популярным стал финал мирового первенства, где сборная России без проблем разделалась с Финляндией и завоевала звание чемпионов мира. За этой игрой наблюдали 11,6 % от общего числа аудитории России.
Справедливости ради стоит отметить, что рейтинг остальных матчей нашей команды на этом чемпионате мира на фоне неудачных выступлений на Олимпийских играх в Сочи в феврале был значительно ниже рейтинга финального матча. Его можно было сопоставить с рейтингом игры футбольной сборной России с Южной Кореей.
Но даже самые высокие рейтинги футбольных матчей не идут ни в какое сравнение с групповыми матчами сборной России по хоккею на Олимпиаде в Сочи. Матч второго тура против национальной команды США собрал у голубых экранов 15,4 % от общей аудитории. Всего 8,7 % зрителей наблюдали за предсказуемым матчем 1/8 финала против Норвегии и лишь 9,5 % аудитории — за проигранным четвертьфиналом с Финляндией.
Триумф сборной. Как хоккеисты праздновали победу чемпионата мира
Зато на волне интереса к Олимпийским играм футбол обошли даже прямые трансляции соревнований по фигурному катанию. Удивительно, но фигурное катание оказалось даже популярнее всего хоккея вместе взятого.
Так, самой рейтинговой трансляцией стало выступление наших девушек в одиночном разряде на Олимпиаде. 17,2 % аудитории наблюдали за борьбой за золотую медаль, которая разгорелась между Аделиной Сотниковой и Юлией Липницкой. А днём ранее 13,6 % зрителей болели за наших девушек в короткой программе.
13,8 % зрителей приковали к экранам российские пары, которые взяли два первых места на Олимпиаде, преподнеся болельщикам невероятный сюрприз. Их же короткая программа показала рейтинг в 13 %.
Ещё 11,7 % зрителей в «копилку» фигурного катания добавили танцевальные пары, где надежд на золото у нас практически не было.
Удивительно, но целых 10,2 % зрителей наблюдали за показательными выступлениями лучших фигуристов мира на исходе Олимпиады в Сочи — совершенно не спортивное соревнование, скорее балет на льду.
Чистое «золото»: триумф Аделины Сотниковой в произвольной программе
Сравнить футбол по интересу аудитории можно и не только с рейтингами спортивных соревнований. Самое близкое, кстати, к спорту, и одно из самых популярных событий — это закрытие Олимпиады в Сочи, которое собрало аудиторию в 20,8 % зрителей — самая популярная трансляция года на одном отдельно взятом телеканале.
Открытие же Олимпийских игр на «Первом» завоевало внимание 17,6 % зрителей. Но на самом деле рейтинг открытия оказывается намного выше, если учесть, что ещё 16,6% зрителей наблюдали за ним на канале «Россия». Вместе цифра получается вообще заоблачная — 34,2 % аудитории.
Церемония закрытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи
Таких показателей нет ни у новогоднего обращения президента России Владимира Путина — 25,3 % на двух каналах, ни у трансляции военного парада, посвящённого Дню Победы 9 мая, — 14 % аудитории.
Прискорбно, но футбольные трансляции матчей сборной России с чемпионата мира в Бразилии проиграли даже некоторым обычным новостным выпускам, самый популярный из которых собрал аудиторию в 14,4 %.
Так что, пока в Российском футбольном союзе думают, по какой формуле проводить чемпионат России, каким сделать лимит на легионеров и как бы привлечь «Ростов» к ответственности за недоказанные нарушения семилетней давности, футбол может потерять огромное количество рекламодателей, которые отдадут предпочтение другим видам спорта. Не зря же телеканал НТВ вообще задумался о полном прекращении трансляций матчей чемпионата страны.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.