Десятого октября в стране в пятый раз стартовала акция «Цифровой диктант». Это способ не только определить, но и повысить уровень киберграмотности россиян. О том, как пользователи учатся безопасности в интернете, «Аргументы и Факты» поговорили с директором Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергеем Гребенниковым.
Татьяна Мишина: Сергей, про цифровую грамотность говорят уже много лет, и многие россияне обладают ею на базовом уровне. И все же в целом навыки поиска информации в интернете и оценки ее достоверности пока на низком уровне.
Сергей Гребенников: Это правда. Если посмотреть на все пять сезонов Цифрового диктанта и показатели результатов по стране, мы отчетливо увидим, что индекс цифровой грамотности снижается. Но связано это не с тем, что пользователи все меньше уделяют внимание цифровой гигиене. Причина, скорее, в появлении новых сервисов и программ. К отечественным продуктам пользователи еще не привыкли. А сами платформы не всегда продумывают, как бы эффективно рассказать о себе.
Кроме того, каждый из нас считает, что он специалист в интернете. На этой самоуверенности часто и играют мошенники.
— Цифровой диктант проходит как раз в эти дни — с 10 по 28 октября. Почему выбрали такой школьный формат?
— Многие годы мы пропагандиоовали цифровую безопасность в интернете: создавали буклеты, проводили конференции, снимали видеоуроки, выпускали комиксы. Но в итоге пришли к тому, что пользователи не готовы тратить время, чтобы узнать, что такое фишинг, как бороться с кибермошенниками, как устроены соцсети, как защитить компьютер и даже какой поставить пароль.
Пользователь почти всегда уверен, что он и так все знает. На этом мы и сыграли. Раз знает, вот пусть проверит себя. И это зашло — формат полетел. В последние годы мы его проводим осенью на сайте Цифровойдиктант.рф, он длится две-две с половиной неделе. И разделен на четыре возрастные категории — каждая из них пользуется своими сервисами: кто-то предпочитает TikTok, кто-то — ВК. И вопросы тоже отличаются от региона к региону, ведь в каждом есть свои распространенные сервисы.
Вопросы там довольно сложные и погружают пользователя в ситуацию, например, с мошенничеством. В этом году, кстати, добавили новый пункт — финансовую киберграмотность.
— Это явно не развлекательное тестирование, нужно внимательно изучать вопросы. Сколько людей готовы потратить время и проверить себя?
— В среднем пользователь проводит на сайте от 15 до 20 минут, диктант требует вдумчивости. Мы начинали с 39 тысяч участников. В прошлом году было 1 млн. 380 тысяч тех, кто прошел проверку от начала и до конца. Еще четыре миллиона начали, но отвлеклись или отказались от затеи.
В первые годы было много отличников. Потом их становилось меньше — вопросы усложнялись, а количество участников росло. Но оценка — это же не цель. В конце диктанта обязательно идет работа над ошибками, мы разъясняем каждую из предложенных ситуаций. Рекомендуем, как повысить уровень своей грамотности — пройти бесплатные курсы, изучить материалы.
— К слову о рекомендациях, давайте перечислим несколько простых правил грамотности: чтобы не попасться на мошенников, не впасть в зависимость от гаджетов, защитить себя и детей от дурного влияния.
— Если мы говорим про мошенников, то в первую очередь я бы посоветовать не стесняться звонить родственникам и друзьям. Написали вам тревожное сообщение от имени родных, сразу проверяйте — звоните тому, кто якобы просит у вас помощи. Это убережет от очень многих ошибок.
Второе — если попадаете на новый сайт в поисках чего-то редкого, будьте осторожны. Вот, к примеру, я вчера искал очки. И нашел их на довольно странном сайте, где требовали полную предоплату, а условия доставки не были описаны. Не рискуйте.
Третье — про дурное влияние — не обращайте внимание на кибербулинг. С ним все чаще сталкивают и взрослые, и дети. Если вас кто-то оскорбляет в интернете, не берите это в голову. Проходите мимо.
Отсюда следует и четвертое правило — фокусироваться на себе, а не на телефоне. Отложите его в сторону, прочитайте книгу, прогуляйтесь. Людей все сильнее затягивают соцсети и все, что мы делаем — свайпаем. А надо жить в реальном мире.
Пятое — уделяйте больше внимания детям, не погружайте их в смартфоны и гаджеты. Я часто вижу, как в кафе и ресторанах родители общаются друг с другом, а дети утыкаются в экраны. Мне бы хотелось, чтобы через 20-30 лет люди управляли технологиями, а не наоборот.
И, конечно, шестое — не доверять информации блогеров. Прежде, чем следовать советам тиктокеров, проведите обстоятельное исследование темы в интернете.
— Как вы относитесь к идее специального перечня Роскомнадзора для блогеров, у которых аудитория выше 10 тысяч подписчиков?
— Положительно. Классно, что есть креативные ребята, которые развивают свои каналы, аккаунты. Но каждый должен отдавать отчет, что транслирует это все на большие массы. Каждый должен понимать ответственность за то влияние, которое оказывает на аудиторию. А реестр даст некоторую гарантию, что блогер не навредит пользователю, предлагая какие-то чудодейственные рецепты похудения, необычные курсы лечения, всевдопсихологическую помощь и много другое.
— Получается, ответственность остается на блогерах. Но и широкая аудитория должна понимать, что блогер — не медик. Потребитель ведь сам должен учиться фильтровать информацию.
— На потребителе, безусловно, тоже лежит ответственность за собственное здоровье — и физическое, и ментальное. Но, когда он заходит в соцсети и видит у блогера описание «сертифицированный специалист, опыт работы десять лет, медали международных конкурсов», легко поверить. И если этот «врач» предлагает экспериментальные методы, все может закончиться плачевно. Даже мои знакомые попались на рекомендацию какого—то тикторкера пить по утрам уксус для похудения. И заработали себе язву. Хотя, казалось бы, могли бы изучить вопрос.
Хочу подчеркнуть, я вообще не про запреты, а про развитие технологий. Но есть две стороны медали: добросовестные креативные ребята и те, кто паразитирует на доверии наивных подписчиков и ради рекламы накручивает аудиторию. Поэтому я за реестр блогеров. Можно было бы им ставить галочки за подтверждение навыков — удобный сигнал для пользователя.
— Такие псевдоврачи, всевдопсихологи по сути занимаются профанацией. Можно, на ваш взгляд, их тоже называть цифровыми мошенниками?
— Вот тут я бы разделял. Есть прямой обман, выманивание денег за несуществующий товар, ссылки, ведущие, на опасные сайты. Но, например, марафоны желаний я бы не относил к мошенничеству. Они же про мотивацию, и если человек подходит к ним осознанно, он действительно может добиться цели — похудеть, например.
Уголовные дела за марафоны мне кажутся избыточными. Человек, который мотивировал людей становиться лучше, не должен сидеть в тюрьме — да, в зависимости от ситуации, он должен вернуть деньги, выплатить компенсацию. В школах ведь тоже у кого-то пятерки, у кого-то тройки. Это же не значит, что родители троечников должны подавать на учителя в суд.
— То, что мы успели перечислить про цифровую безопасность и грамотность, уже может вызвать тревогу у пользователя — слишком во многом надо разбираться. Может, просто лучше не пользоваться интернетом, стереть все свои данные и не рисковать.
— Нет, стереть цифровую личность и отсечь эту сферу невозможно. Но людям, которым нечего скрывать в целом, и нечего скрывать и в интернете. Да, маркетплейсы берут персональные данные, списывают с кредитной карты деньги за товары. Пользователь боится, что данные украдут. Но ведь и ресурсы, которые ничего не просят, вас не защитят. Всегда надо анализировать платформу, на которой вы находитесь — если ли система поддержки потребителя, обратная связь. У крупных, проверенных игроков все это хорошо работает. В конце концов, крупная компания возьмет на себя компенсацию, если на ее платформе вас обманут мошенники.
Здесь, конечно, тоже есть обратная сторона: новым, еще не зарекомендовавшим себя ресурсам, будет тяжело выходить на рынок. Им надо формировать имидж, заслуживать доверие. А пользователю — учиться проверять. Потому что, в какую стороны не посмотри, придется овладеть цифровой грамотность. Интернет будет хранить о вас информацию вечно — надо учиться с этим жить.