Что за новая версия портала госуслуг?
Как сообщил глава Минцифры Максут Шадаев на совещании членов правительства с Владимиром Путиным, в ведомстве рассчитывают, что новая версия портала госуслуг сменит старую в третьем квартале 2021 года. Работа над новой версией началась весной прошлого года.
Минцифры России совместно с компанией «РТ Лабс» (входит в группу компаний «Ростелеком») изучили опыт пользователей на всех этапах оказания госуслуг и проанализировали IT-архитектуру портала, чтобы найти оптимальные решения, которые устроят самых разных пользователей. Новая платформа портала госуслуг разрабатывается полностью на российском ПО, зарубежных компонентов в ней не будет.
Как сообщается на сайте Минцифры, цель перезапуска портала госуслуг — повысить качество обслуживания пользователей. В первом полугодии 2020 года индекс лояльности посетителей портала составил 32%, в 2021 году в ведомстве рассчитывают довести этот показатель не менее чем до 55%.
Пользователи уже могут ознакомиться через браузеры с обновленной версией портала gosuslugi.ru/new, которая функционирует в тестовом режиме параллельно с текущей. Новый сервис уже работает по самым популярным услугам: запись на регистрацию брака, получение или замена загранпаспорта, заказ справки об отсутствии судимости, сообщение о проблемах в работе коммунальных служб. Для исключения сбоев в работе портала новые функции будут добавлять постепенно.
Чем новая версия портала госуслуг будет отличаться от старой?
Концепция нового портала — просто снаружи, сложно внутри. Помимо технологической модернизации и перехода на новую архитектуру, в обновленной версии портала изменится формат взаимодействия с пользователями. После запуска этой версии работа с услугами будет проходить в прямом «диалоге», без необходимости читать инструкции и регламенты.
Если в текущей версии услуги выглядят как своего рода бумажное заявление, без подсказок и с обилием дополнительной информации, то в новой версии работа будет строиться по принципу «вопрос-ответ». Вместо привычного поиска по разделам взаимодействие будет идти через цифрового помощника: робота Макса. Пользователь будет задавать вопросы или вводить в строку ключевые слова, а робот будет задавать необходимые уточняющие вопросы и предлагать решения.
По итогу взаимодействия робот Макс будет показывать пользователю, что необходимо для получения той или иной услуги: какой тип учетной записи, какие документы, нужно ли платить госпошлину и в каком размере и т. д. Также в ответе будут описаны дальнейшие шаги и процессы, которые последуют за выполнением услуги. Если, например, у пользователя нет подтвержденной учетной записи на портале, а она требуется для получения услуги, робот сразу запустит нужный алгоритм и поэтапно поможет обратившемуся перейти на этот тип аккаунта.
Как сообщается на сайте Минцифры, в будущем цифровой помощник Макс также сможет «вызвать» на помощь реального оператора портала, если после диалога с роботом у пользователя все еще останутся нерешенные вопросы. Уже в 2021 году планируется, что у Макса появится свой голос и взаимодействовать с ним можно будет не только письменно, но и устно.
Отмечается также, что с обновленной бета-версией портала проще работать и техническим специалистам. Каждый элемент одной услуги будет отдельным компонентом, который легко можно будет использовать в другой услуге. Это позволит в дальнейшем «собирать» услуги в специальных конструкторах форм.
Также в ходе работы портала во время пандемии в 2020 году было обнаружено, что текущая версия сайта не справляется с пиковыми нагрузками. За прошедший год количество обращений выросло в два раза, а количество зарегистрированных пользователей превысило 75 миллионов человек. На момент создания портал госуслуг не был рассчитан на такое массовое использование. В новой версии это будет исправлено.