Примерное время чтения: 3 минуты
4515

В Союзмолоке объяснили, что происходит со сливочным маслом в России

@ stockking / freepik.com
Москва, 22 октября - АиФ-Москва.

Информации о дефиците сливочного масла или значительном сокращении выпуска от производителей не поступало. Однако спрос на этот товар действительно заметно вырос, но еще сильнее он вырос на сливки, указывает в разговоре с aif.ru генеральный директор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов.

«С точки зрения динамики цен молочная категория последние два года являлась дефлятором, то есть рост стоимости на нее сильно отстает от уровня продовольственной инфляции, - отмечает Белов. - Если год к году у нас продинфляция составляет около 11%, то, например, по молочной категории она около 6% за год. Есть категории, цены на которые растут более высокими темпами, и масло относится к их числу. Хотя, например, сыры и кефир дорожают медленнее».

По оценкам Союзмолока, спрос на сливочное масло с января вырос на 3-4%, но примерно на 17% вырос спрос на сливки. Сливки нужны для производства молочных сыров и мороженого - потребление этого десерта в 2024 году тоже выросло на 18%. Растет спрос и в промышленной переработке, и в HoReCa (рестораны, фаст-фуд, отели).

Если брать данные Росстата, россияне в последние года в среднем потребляют от 235 до 250 килограммов молочных продуктов на душу населения (в пересчете на молоко). По данным Союзмолока, за десять лет этот показатель вырос со 180-190 до 220 килограмм на душу населения.

«Потребление масла сегодня растет быстрее объемов производства. Импорт масла из дружественных стран увеличился примерно на 20%, - приводит данные Белов. - Основной импортер сегодня – это Белоруссия, начались поставки из Индии и Ирана, и это, полагаю, стабилизирует на время цены».

Свою роль сыграло и то, что несколько лет назад была введена в эксплуатацию государственная информационная система «Меркурий», которая контролирует жировой баланс на предприятиях. Если раньше некоторые недобросовестные игроки могли заменять молочные жиры на растительные, то сейчас это делать сложнее. И так как рынок обелился, спрос на масло существенно вырос, указывает Белов.

Себестоимость производства масла также растет по всей цепочке от сырья до переработки. В августе себестоимость сливочного масла была выше, чем годом ранее, на 16%: заработная плата сотрудников выросла на 24%, сырьевые затраты - почти на 20%, повышает себестоимость также рост кредитной нагрузки, растет общая инфляция, наблюдается рост затрат на обслуживание и текущий ремонт оборудования и техники и пр.

«Это не может не отражаться на стоимости готовой продукции. Однако важно понимать, что наблюдаемое повышение цен – результат двухлетнего сдерживания темпов подорожания: по итогам 2023 года цена на масло выросла на 3,5%, в то время как продовольственные товары в среднем подорожали на 8,9%», - подчеркивает Беляев.

К тому же, специфика последних двух лет в том, что серьезно растут реальные располагаемые доходы населения. Спрос растет более высокими темпами, чем мы можем прирастать в производстве.

«Молочное животноводство очень инертное - от момента запуска инвестиционного проекта до получения первого молока обычно проходит не менее трех лет, - указывает Белов. - И отрасль не может гибко и быстро перестраиваться под резко возросший спрос, как бы нам этого ни хотелось».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах