Дербент заслуженно называют самым старым городом России – правда, споры о том, сколько ему лет, среди археологов продолжаются уже несколько десятилетий. Когда-то считалось – меньше тысячи, но после масштабных раскопок 70-х годов стало ясно, что первые поселение появилось здесь как минимум пять тысяч лет назад. Но городом древняя крепость стала чуть позже.
В современном Дербенте живет порядка ста тысяч жителей. На первый взгляд кажется, что градообразующее предприятие города – ЗАГС. На большинстве рекламных щитов: фото свадебных спецэффектов, портреты певцов и ведущих торжеств. Местные жители поясняют: сейчас пик, сезон, свадьбы в небольшом городе празднуют практически ежедневно.
«Опять напишете, что у нас стреляют»
Другой популярный заработок: рынок. Небольшой, тесный, колоритный. Приезжих здесь быстро узнают, продавцы сразу спрашивают: откуда прибыли? Встречают приветливо, многие пытаются пригласить на чай, насыпают полные карманы орехов, почти всегда разрешают съемку. Фотографироваться с гостями города здесь любят – просто так – даже не просят прислать снимки. К вниманию прессы здесь уже привыкли, журналистам мгновенно начинают рассказывать о своих проблемах: «Вы только меня не представляйте, но скажите, кому нужно, что нам у дома нужен лежачий полицейский. А, вы, наверное, опять напишете, что у нас тут все плохо, и стреляют. И зря. Пойдемте, я вам пока рынок покажу».
Иногда делятся и «кодами для своих». Например, в рыбном отделе можно услышать, что предлагают кабачковую икру. На самом деле, так подпольно анонсируют деликатес – черную, осетровую.
Небольшая торговля развернулась и на старинных узких улицах, местные жители продают то же, что и на рынке, только работают как предприятия шаговой доступности. «Я покупаю арбузы, дыни, картошку, лук, тут из дверей торгую чуть подороже, чем там, но у меня пенсионеры берут, им до рынка тяжело и неудобно идти, а я рядом», – рассказывает местный житель по имени Джават. Джават с друзьями сидит на крыльце – на улицах древнего города не так много места для скверов и тротуаров, поэтому «беседкой» часто становится чей-то порог: люди выносят стулья и кресла, сидят, разговаривают. «А правда, что вы в Москве нас «дагами» называете?», – спрашивает приезжих сосед Джавата – Абильфез. – Да нет, мы уже не обижаемся, сами знаем, что наших там много, они немножко другие. Понимаешь, у нас тут мало мест, где можно работать. У вас там платят, чтобы сына в армию не взяли, а мы готовы платить, наоборот, чтобы забрали. Пристроим ребенка, карьеру в органах, может быть, сделает».
Здесь же, на лавочке, ведутся и споры об истории. Не так давно всем объявили, что Дербенту – 5000 лет, теперь информация другая: в 2015 году отметят 2000-летие города. 2013 для Дагестана – особенный, республика планирует отмечать 200-летие присоединения к российским землям, юбилей Расула Гамзатова. А еще – попробует провести в самом древнем городе страны большой фестиваль, генеральную репетицию перед будущими торжествами. В 2015 году в Дербенте надеются собрать делегации из всех стран и субъектов федераций, имеющих отношение к Великому шелковому пути, который проходил через Дербент. В этом году прибыло около 100 человек: в том числе, гости из Казахстана и Ярославля, Азербайджана и Армении, и, конечно, большинства республик Северного Кавказа. По городу ползут слухи, что по улице пройдет настоящий слон. Говорят, такого большого праздника здесь давно не было.
«Сколько Дербенту лет? Я, дочка, сам основания не видел, ушами слышал, но на это надеяться нельзя. Да и все разное говорят, а вам я лучше пожелаю любви и здоровья!», – говорит местный аксакал по имени Аджибек. Ему уже 85 лет и он помнит Дербент «совсем маленьким городком, потом все менялось, разрасталось, сейчас он совсем другой». Эту историю старейшина видел своими глазами.
Аджибек сидит во дворе старинной мечети. Ее возраст – больше 13 столетий, она древнейшая на Кавказе и в Российской федерации. Местная еврейская община тоже может похвастаться солидным возрастом в несколько тысячелетий. А возможно, город станет родиной и самого древнего в РФ православного храма.
Храм-водохранилище
Историк Александр Кудрявцев с 70-х годов ведет раскопки в цитадели крепости Нарын-Кала – главной достопримечательности Дербента. Одно из водохранилищ, расположенных на территории крепости, имело форму креста, что заставило ученых заподозрить: раньше оно было христианским храмом. Раскопки эту гипотезу подтверждают. Сейчас, когда подземные помещения расчищены от грязи и ила, внутри можно рассмотреть своды церкви, основанной царем древней Албании: в наше время на этих территориях располагаются Дагестан и Азербайджан.
«Потребность в воде у местных правителей всегда стояла остро, видимо, в 18-19 веке заброшенный уже храм раскопали, обложили заново и стали использовать для своих целей, – рассказывает Александр Кудрявцев. – У нас теперь задача, показать, что не только для науки, но и для местных жителей и туристов это особенное место. Это, возможно, древнейший в России христианский храм».
Про грядущее празднование 2000-летия Александр говорит: обидно, есть масса доказательств, что городу все-таки пять тысяч. «Две тысячи лет назад — тоже легитимная дата, примерно в это время на месте крепости появился город, но люди-то жили и раньше, это был стратегический центр, ворота, которые охраняли все цивилизации Закавказья и Ближнего востока. Но с другими городами считают почему-то по-другому: вот Казани хватило найденной древней монеты, чтобы отпраздновать тысячелетие, – рассказывает историк. – С другой стороны, когда начинали раскопки, и в 2000-летнюю историю Дербента никто не верил, говорили: вы подбросили доказательства! Потом я поехал и получил от Академии наук СССР официальную бумагу. Дербенту – 5000 лет, это признали Юнеско, ученые Англии, Египта, да все почти. Только Дагестан не признает. Но ничего, пять тысяч лет город ждал, и еще подождет».
9000 памятников истории
В древности земли почитались за рай, рассказывает историк: хорошая земля, вода, крепость стратегического значения. Еще в 90-е годы сюда приехал руководитель одной из главных строительных фирм США, чтобы развивать туризм. «Он сказал: у других есть горы, нет воды, есть вода, нет гор, есть вода и горы, но нет такого памятника, как старейшая крепость. Но потом обстановка в стране стала нестабильная, стрельба, терроризм, все инвесторы пропали», – рассказывает Кудрявцев.
Говорят, в советские годы город с населением 80 тысяч человек посещало до трехсот тысяч организованных туристов, многие приезжали и «дикарями». Очевидно, город мечтает вернуть популярность, как здесь говорят, «былую славу». Однако, к большому потоку приезжих пока не готов, советская инфраструктура уже разрушена, новая еще формируется: нет крупных гостиниц, аэропорта, транспортной сети.
«На территории Дагестана располагается около 6000 памятников истории, – рассказывает первый заместитель министра культуры республики Муслим Телякавов. – Все это можно и нужно развивать. Но чтобы был массовый туризм извне или хотя бы от ближайших соседей, необходима стабильная общественно-политическая ситуация, нужно только победить терроризм, обеспечить безопасность. Над этим мы работаем. Все остальное – уже не такая проблема».
Фестиваль «Дербент – перекресток цивилизаций» – первая попытка создать в городе действительно большое событие. Из-за пресловутых проблем с инфраструктурой делегация 2013 года – около ста человек. Все они примут участие в вечернем шоу, которое стартует на вершине цитадели Нарын-Кала. «Я когда сказала, что еду в командировку в Дагестан, меня все коллеги спрашивали: за что тебя так, чем провинилась?», – рассказывает руководитель делегации из Ярославля. – Очень много стереотипов у людей, думают, что здесь чуть ли не война идет. Вот вы войну видите?».
Первая попытка
«Это наш первый шаг, вы сильно не ругайтесь, – говорит главный режиссер шоу Карен Мкртчян. – Есть нерешенные вопросы по культурной части, город развивается, приходится везти все оборудование. Но нам очень хотелось сдвинуть с мертвой точки эту историю».
Первая часть праздника – на главной площади города, вид на древнюю крепость слегка прикрывает памятник Владимиру Ленину, рядом организована первая сцена фестиваля. По площади ходят волонтеры с флагами своих государств и республик, на сцене – местная творческая интеллигенция: певцы, танцоры, диджеи. Больше всего аплодисментов досталось цирковой студии: они выплясывают танцы народов Кавказа на тонком канате. Один из танцев – в мешках, другой – с завязанными глазами. Все – в очень быстром темпе, длинные и тягучие песни здесь не любят, гораздо лучше публика принимает что-то стремительное, вроде лезгинки.
На главную площадь выезжает сначала конный отряд, за ним – караван из верблюдов. Это животное – фактически символ средневекового Дербента. «Парадокс в том, что верблюд есть на всех изображениях и символах городах, а мы его тут не видели уже много десятилетий, – говорит Карен Мкртчян. – Вот мы их и заказали из Астрахани, чтобы восстановить историческую справедливость».
По легенде шоу «Караван дружбы» пройдет по городу и поднимется на верхнюю площадку крепости Нарын-Кал, где их встретит дербентский Хан – там представители прибывших делегаций будут выступать вместе с местными артистами, а завершит все лазерное шоу и салют.
Караван долго не может тронуться с площади: горожане облепили площадку с верблюдами и пытаются с ними сфотографироваться. «Я бы на его месте в нас обязательно плюнула», – замечает восьмилетняя девочка.
«У нас пока не полноценная реконструкция, а попытка, потому что в этот раз было мало времени, – считает главный режиссер Мкртчян. – В следующем году попробуем сделать реальную реконструкцию, пошьем реальные костюмы, по эскизам тех времен. Сейчас мы все это просто взяли в театре, нужно понимать, что пока все условно. Я спрашивал, в чем ходили в средневековом Дербенте? Каждый народ в национальной одежде, персы в персидском, евреи в еврейском, армяне в армянском, турки в турецком, наряд был частью самоопрезентации своей национальности. В век глобализации мы носим одно и то же, но хотелось это привнести в малых дозах. А дальше дозы будем увеличивать, потом все подсядем на эту историю и будем носить только средневековое. Шучу, конечно. Дайте нам потренироваться, и к 2015-му году мы создадим настоящий праздник. И слона найдем!».