В последние годы число трамвайных маршрутов постоянно сокращалось. А совсем недавно рельсы исчезли и с Лесной ул., хотя трамваи ездили по ней с 1899 г., то есть с момента появления этого вида транспорта в городе.
Не секрет, что многим москвичам экологически чистый, но очень шумный перевозчик кажется анахронизмом, лишь усложняющим автомобильное движение и громыхающим с раннего утра и до поздней ночи. «АиФ» попытался выяснить, почему так происходит и что делают столичные власти, чтобы сохранить самый первый вид общественного транспорта в столице.
«К сожалению, нам часто приходится ездить на «квадратных колёсах», - признался вагоновожатый с 25-летним стажем. - Хотя время от времени производится их обтачка, они всё равно изнашиваются неравномерно. Добавьте к этому щели между стыками рельсов и несмазанные механизмы вагонов. К тому же раньше рельсы укладывали на деревянные шпалы, которые гасили вибрацию. Сегодня пути чаще всего располагаются на бетонной подушке, можно сказать, усиливающей вибрацию».
Однако вскоре о грохоте удастся забыть: скоростной трамвай заменит шумного старшего брата. К своему 50-летию Мосгортранс представил москвичам принципиально новый вид вагона - низкопольный. Он уже перевозит москвичей по маршруту № 17 из Останкино в Медведково. Если эксперимент признают удачным, именно такие вагоны начнут использовать на скоростных линиях, которые должны появиться в городе в ближайшее время.
«В следующем году начнут переделывать под скоростной трамвай линию, соединяющую ст. м. «Площадь Ильича» и район Ивановское (подробнее читайте в «АиФ» № 17 2008 г.), - рассказал сотрудник пресс-службы Департамента транспорта и связи правительства Москвы Андрей Щетинин. - Маршрут пройдёт по уже существующим на шоссе Энтузиастов путям, а позже они будут продлены до МКАД и Ново-Косино. Дальше превращать в скоростные станут линии от ст. м. «Щукино» до Таллинской ул. и на Чертановской ул.» Новый вид трамвая будет не только более удобным (в низкопольный вагон пассажирам комфортнее входить), но и действительно более скоростным, поскольку сможет развивать до 70-80 км/ч (при нынешней средней cкорости 15 км/ч).
Не забыты и маршруты обычного трамвая. Уже сейчас в городе построено около 60 «тихих» переездов, покрытие которых сделано из резины. До 2010 г. по программе восстановления и модернизации путей в бесшумные превратятся 160 км линий. Однако общая их протяжённость составляет 416 км. Получается, что даже в случае выполнения поставленной задачи две трети маршрутов всё равно будут громыхать?
Между тем, во многие крупные города мира трамвайные линии возвращаются. Новые маршруты запускаются в США, Франции, Италии, Турции. И иностранные трамваи при этом передвигаются… тише автобусов. Возможно, и москвичи когда-нибудь смогут пользоваться таким транспортом по всему городу. Вопрос только - когда.