Примерное время чтения: 9 минут

«Я потерял дар речи». Самые необычные находки, оказавшиеся динозаврами

Скелет олоротитана. Королевский музей естественной истории в Брюсселе.
Скелет олоротитана. Королевский музей естественной истории в Брюсселе. Commons.wikimedia.org

В Приморье семилетний мальчик нашёл окаменелые останки ихтиозавра. По оценке палеонтологов, эта рептилия жила на Земле 247 миллионов лет назад. Возможно, она является древнейшим морским ящером триасового периода, обнаруженным на территории России.

АиФ.ru предлагает вспомнить самые необычные находки, сделанные обычными людьми и при ближайшем рассмотрении оказавшиеся останками динозавров.

Кто оторвал голову ящеру?

«Я очень люблю динозавров и всегда мечтал найти кости настоящего. Рассматривал камни и спрашивал у мамы: „Может быть, это он?“ Мы с сестрой играли на берегу и нашли этот необычный камень, оказалось, что это ихтиозавр», — рассказывает Дима Сиренко.

Ему семь лет, но он уже хорошо разбирается в ископаемых ящерах. Гуляя с семьёй на Русском острове, мальчик заметил выброшенную на берег расколотую каменную плиту, на которой были видны отпечатки рёбер и других костей. О находке сообщили учёным. Из Благовещенска прибыл Юрий Болотский, возглавляющий лабораторию палеонтологии Института геологии и природопользования ДВО РАН.

«Это окаменелые останки ихтиозавра, который жил около 247 миллионов лет назад, во времена триасового периода, — говорит специалист. — Мы предполагаем, что этот ихтиозавр тропический, он, вероятнее всего, относится к дурофагам, то есть давил раковины и питался моллюсками. Благодаря тому, что рёбра ящера обложены аммонитами, удалось довольно точно определить его возраст».

Останки рептилии были переданы в Приморский океанариум, где проведут их дальнейшие исследования. Учёные хотят послойно «разобрать» плиту, чтобы узнать, осталась ли внутри неё черепная коробка древнего ящера.

«Интрига сохраняется: если там, в породе, есть фрагменты черепа, это был бы высший класс! Правда, голову этому ихтиозавру могли оторвать ещё тогда, 250 миллионов лет назад», — предполагает Юрий Болотский.

Опознал следы по книжке

Динозаврами грезят миллионы детей по всему миру. В начале октября пятилетний Ян Чжеруй из китайской провинции Сычуань услышал разговоры взрослых, которые обсуждали найденные на земле необычные отпечатки, похожие на гигантские следы куриных лап. Мальчик попросил родителей свозить его в ту деревню, где были обнаружены эти отпечатки, чтобы взглянуть на них собственными глазами.

Прибыв на место, Ян Чжеруй долго и пристально рассматривал следы, после чего уверенно заявил: их оставили трёхпалые динозавры! О них он, дескать, в книжках читал. Родители переглянулись, но (чего не сделаешь ради любимого чада!) мать, сфотографировав отпечатки, отправила снимки известному палеонтологу. Тот уже на следующий день приехал в деревню со своими помощниками, ознакомился с находкой и признал, что малец прав! Следы, по словам учёного, действительно принадлежат топтавшему землю около 130 миллионов лет назад хищному тероподу.

Исследователь заверил родителей, что их сын совершил настоящее открытие. Оказалось, мальчик давно увлекается наукой и посещает кружок палеонтологии в родном городе.

Останки представителя тероподов.
Останки представителя тероподов. Фото: Commons.wikimedia.org

Был в шоке от того, что нашёл гадрозавра

Ещё один юный палеонтолог объявился этим летом в канадской провинции Альберта. 12-летний Нейтан Рашкин отправился с папой на прогулку в окрестности каньона Хорсшу. Вообще, этот регион Канады богат останками динозавров, правда, в тех краях, где гуляли отец с сыном, учёные их раньше не находили.

Нейтан увлекается динозаврами с шести лет. В прошлом году ему уже попадались небольшие фрагменты окаменелостей, и в этот раз мальчик пришёл на то же самое место. Он забрался на холм и вскоре обнаружил там кости, торчавшие из земли. «Я потерял дар речи, — вспоминает он. — Даже не слишком волновался, хотя, наверное, должен был. Я просто был в шоке от того, что смог найти настоящего динозавра».

Взяв себя в руки, Нейтан позвал отца. Тот сразу понял, что случилось что-то важное, и тоже залез на холм. «Это было похоже на кости, превратившиеся в камень. Такое ни с чем не спутаешь», — рассказывает Рашкин-старший, который сделал фото останков и переслал их в Королевский Тиррелловский палеонтологический музей.

Учёные приехали и провели раскопки. Они были признательны за то, что отец и сын не трогали окаменелости и сообщили их точное местонахождение. В итоге из земли было извлечено около 50 костей гадрозавра — «утконосого» динозавра, жившего в меловой период, около 69 миллионов лет назад. По оценке исследователей, это был молодой ящер, погибший в возрасте 3-4 лет.

«Находка юного гадрозавра — очень важное открытие, ведь он жил в тот временной период, о котором нам мало известно. Мы почти не знаем, какие животные обитали тогда на территории провинции Альберта, — объясняет куратор музея Франсуа Террьен. — Возможно, эти динозавры были так же распространены здесь, как сейчас — олени».

А юный палеонтолог Нейтан Рашкин признаётся, что раньше его любимым ящером был злобный тираннозавр, теперь же им стал «утконосый» и вполне мирный гадрозавр.

Останки гадрозавра.
Останки гадрозавра. Фото: Commons.wikimedia.org

Нодозавр из кома грязи

В том же Королевском Тиррелловском палеонтологическом музее Канады есть экспонат, который учёные получили в своё распоряжение благодаря бдительности шахтёра-экскаваторщика Шона Фанка. Работая в 2011 году в шахте, он обратил внимание на огромный ком грязи, имевший любопытную узорчатую текстуру.

Шон позвал специалистов, и те подтвердили: экскаваторщик нашёл останки нодозавра — травоядного динозавра, чьё тело было покрыто панцирем из костяных пластин. Попеременно с «узелками» они образовывали своего рода броню на спине животного. Отсюда и узорчатая текстура на поверхности найденного кома.

Возраст находки оценили в 110 миллионов лет. Учёные были удивлены, что скелет с мягкими тканями хорошо сохранился (видимо, благодаря тому, что тело оказалось законсервировано на дне древнего моря). У нодозавра имелись чешуйчатая кожа и кишечник, была видна голова.

Канадские палеонтологи смогли воссоздать внешний вид животного и в 2017 году представили его посетителям музея.

Бульдозер помог открыть новый вид

Похожая история (когда останки динозавров были обнаружены при ведении земляных работ) случилась и в СССР. В 1990 году на юго-востоке Амурской области, близ села Кундур, при прокладке автомобильной магистрали бульдозеры срезали склон сопки, обнажив целое кладбище ископаемых животных. Участок земли вдоль дороги длиной 600 и шириной 50 метров был буквально набит огромными костями, залегавшими под несколькими метрами тяжёлых глин. Специалисты насчитали десятки тысяч фрагментов. Останки были извлечены и тщательно изучены.

Как выяснилось, это были кости динозавров, в основном гадрозавров. В захоронении находились как детёныши, достигавшие 2 метров в длину, так и крупные особи. Например, палеонтологи откопали заднюю часть скелета с ногами, тазом и хвостом. Реконструкция показала, что это 12-метровый плоскоголовый гадрозавр совершенно нового вида. Его назвали олоротитаном. Нашёлся и целый скелет «утконосого» ящера длиной около 8 метров. От сородичей он отличался гребнем на голове и довольно длинной шеей.

Раскопками занимались сотрудники Амурского комплексного научно-исследовательского института. Позже к ним присоединились коллеги из Королевского института естественных наук Бельгии и Палеонтологического института РАН. Работы шли на протяжении трёх полевых сезонов и завершились научным описанием нового вида. А смонтированный скелет стал первым полным скелетом динозавра, найденным на территории нашей страны.