Он собирается использовать одну и ту же ракету как для марсианских экспедиций, так и для перелётов на Земле.
На Марс и обратно
В Австралии прошёл Международный конгресс астронавтики. Основатель компании SpaceX Илон Маск представил на нём проект новой ракеты, носящей кодовое название BFR (Big Falcon Rocket). Её длина составит 109 м, на ней будет установлен 31 двигатель, а салон космического корабля сможет вместить до 120 человек - по трое в 40 каютах.
Миллиардер уверяет, что новая ракета позволит доставлять людей и грузы на Марс, а также будет выводить на орбиту Земли тяжёлые спутники. Стоит напомнить, что колонизация Марса и строительство там города с населением в миллион человек - одна из идей экстравагантного бизнесмена.
Завершил своё выступление Маск весьма эффектно. «Если можно построить космический корабль, чтобы отправиться на Марс, то почему бы не использовать этот же корабль для перелёта из одного места на Земле в другое?» - задал он вопрос.
И сам же на него ответил: «Сегодняшние технологии позволяют использовать наши ракеты для перемещения между городами. На скорости 27 тыс. км в час полёт из Нью-Йорка в Париж составит 30 минут. При этом цена перелёта будет сравнима со стоимостью билета на авиалайнер в экономклассе».
По расчётам Маска, с помощью его транспортной системы можно будет добраться из Гонконга в Сингапур за 22 минуты, из Лос-Анджелеса в Торонто - за 24 минуты, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк - за 25 минут. Даже самые длительные перелёты в пределах земного «шарика» отнимут не более часа, уверен Маск. В технические детали проекта он не вдавался, отметив лишь, что это будет самый быстрый вид транспорта, когда-либо изобретённый человечеством.
Ракеты, разрабатываемые компанией Маска, уже умеют возвращаться с орбиты и приземляться на платформы, хотя эта технология требует существенной доработки. Теперь предлагается использовать их же для полётов по баллистической траектории из одной точки Земли в другую. Летательный аппарат будет ненадолго выходить за пределы атмосферы, а затем возвращаться и вертикально садиться на платформу.
Дело осталось за малым - построить такую пассажирскую ракету.
Гений или шарлатан?
Илон Маск - фигура неоднозначная. Одни считают его гением, другие - главным шарлатаном XXI века. Или как минимум человеком, который умеет красиво подать неосуществимые идеи. В раскрутке его компании в своё время поучаствовало NASA, передав ей важные технологии и обеспечив ценными кадрами, а потому очевидно, что за Маском стоят интересы аэрокосмической отрасли США и он играет некую отведённую ему роль.
И уж что-что, а привлекать внимание (а значит, и финансирование) ему отлично удаётся. Не стали исключением и последние его заявления.
«Маск преуменьшает технические сложности, с которыми ему придётся столкнуться на пути создания подобных транспортных систем, - уверен академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков. - Разговор о том, чтобы с помощью ракетных систем из одной точки земного шара перемещаться в другую, идёт с 1970-х. Но ни одна из этих попыток успеха не имела. А анонсировать, что подобный полёт будет по стоимости сопоставим с полётом на самолёте в экономклассе, - это заявление больше рекламного характера».
Другие эксперты обращают внимание на то, что вряд ли найдутся люди, которым позарез нужно долететь за час от Нью-Йорка до Шанхая. Да и не удастся это сделать за столь малый отрезок времени - одна лишь подготовка к подобному перелёту займёт несколько часов. Ведь космодром (из соображений безопасности) должен находиться в безлюдном месте и до него тоже ещё надо добраться.
Наконец, многие ли смогут без тренировок перенести неизбежные перегрузки? Ведь пассажирам придётся испытать все прелести космического путешествия! Но никакой космонавт не назовёт комфортными те ощущения, которыми сопровождаются старт ракеты и её выход за пределы атмосферы.