Примерное время чтения: 5 минут
986

Ума не надо? Современному человеку мозг больше не нужен

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Кошелёк в нокауте 14/08/2019
fotogestoeber / Shutterstock.com

На первый взгляд – да. Но если углубиться в изучение механизмов эволюции и естественного отбора, массовое оглупление «человека разумного» странным не покажется.

Предки были с мозгами!

В 1984 г. новозеландский психолог Джеймс Флинн опубликовал работу, в которой исследовал средний уровень IQ населения США. По его данным выходило, что на протяжении первой половины XX века коэффициент интеллекта американцев рос и в итоге поднялся на 15 пунктов. А это очень высокая скорость. Необычность явления состояла в том, что рост IQ произошёл в течение нескольких десятилетий, объяснить его эволюционными изменениями было нельзя – эволюция работает на более продолжительных отрезках времени.

Однако в начале XXI в. маятник качнулся в обратную сторону – психологи стали замечать, что коэффициент интеллекта человечества снижается. Есть и ещё одна неприятная новость: размеры головного мозга Homo sapiens уменьшаются со времён верхнего палеолита, т. е. последние 25–30 тыс. лет.

Антропологи установили, что у наших предков, обитавших в пещерах и охотившихся на мамонтов, содержание черепной коробки было примерно на 100 г тяжелее, чем у нас. Даже у неандертальцев (последние из них жили 40 тыс. лет назад) объём мозга достигал 1500 см3, в то время как у мужчин XXI в. он составляет примерно 1425 см3, а у женщин – 1350 см3.

«Многих это повергает в замешатель­ство: неужели древние люди были умнее нас? Как так? Ведь они имели более низкую, примитивную культуру! – рассуждает доцент биологического факультета МГУ им. Ломоносова Станислав Дробышевский. – Но давайте представим, в каких тяжелейших условиях жили наши далёкие предки. И сколько знаний и сведений они должны были хранить в голове: как делать орудия труда, как добывать огонь, как строить жилище, как выследить добычу и как её поймать, выпотрошить, приготовить, что можно есть, а что нельзя, как защититься от хищников или паразитов. А ещё помнить мифы и предания. И всё это в одной голове! Без преувеличения, они были универсалами».

А вот современный человек получает всё в готовом виде – и еду, и одежду, и информацию. Попросите горожанина соб­ственноручно сделать, к примеру, топор. Результат предсказуем. В лучшем случае мы готовы собирать своими руками мебель из ИКЕА, где все винтики и отверстия уже подогнаны друг к другу.

Несмотря на то что цивилизация рванула вперёд, а совокупный объём информации, приобретённой и накопленной людьми, достиг астрономических величин, знаний в голове отдельно взятого человека заметно поубавилось. Нельзя сказать, что мы глупее наших предков. Просто им нужно было постоянно работать своими мозгами и постигать окружающий мир через собственный опыт.

В эпоху палеолита нужно было быстро соображать, иначе отправишься на обед к хищнику. Современному человеку это не грозит, поэтому соображать стали хуже. Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев

Соображалка не работает 

«Никто точно не знает, почему мозг человека уменьшается, это просто наблюдаемый факт, – продолжает Станислав Дробышевский. – Называют две основные версии. Оптимистичная предполагает, что мозг уменьшился, но зато стал лучше функционировать. Особых доказательств этого нет, и я как-то не слишком в это верю, поэтому склоняюсь ко второй версии. А её суть в том, что мозг уменьшился потому, что стал нам меньше нужен».

Учёный поясняет: древние люди были зависимы от своих умственных способностей – они были крайне важны для выживания и давали им эволюционное преимущество в ходе естественного отбора. Человек, обделённый интеллектом, умирал, не успевая оставить много потом­ства, например, от голода (не мог сделать нормальных орудий труда и охоты) или от холода (не был способен развести огонь). Соображать в эпоху верхнего палеолита приходилось очень быстро, иначе отправишься на обед к хищникам. 

А в наши дни интеллект никакого эволюционного преимущества не даёт. Чтобы наплодить потомство, особого ума не нужно. В семьях академиков и выдающихся учёных детей не больше (а зачастую меньше), чем в семьях обычных людей, не занятых ежедневным интеллектуальным трудом. 

Да и сам интеллект, как выяснили нейрофизиологи, зависит не от размеров головного мозга и даже не от количества нейронов в нём, а от числа связей между этими самыми нейронами. А оно может быть обусловлено наследственностью, определяться образом жизни или опытом. Если человек постоянно учится (например, изучает иностранные языки), он нарабатывает всё больше таких связей – выше будет и его интеллект.

С возрастом число нейронов значительно снижается, однако интеллектуальные способности при этом могут оставаться преж­ними и даже возрастать. 

Иначе говоря, стать умным никогда не поздно.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах