Учёные доказали право России на расширение в Арктике границ шельфа

imago stock&people / www.globallookpress.com
Москва, 11 декабря - АиФ-Москва.

Учёные завершили составление атласа палеогеографических и палеотектонических карт юрско-кайнозойского времени для Арктического региона и доказали, что подводный хребет Менделеева в центральной части Северного Ледовитого океана является продолжением континента. Результаты исследования опубликованы в журнале Earth-Science Review.

Над атласом работали геологи из МГУ совместно с другими российскими учёными и специалистами из Нидерландов и США. Они составили сейсмостратиграфическую схему Арктического региона и воссоздали все этапы его геологического развития за последние 157 млн лет. Учёные основывались на интерпретации сейсмических данных и корреляции их с образцами горных пород со склонов хребта Менделеева и из пробуренной на хребте Ломоносова скважины.

Было доказано, что у хребта Менделеева, который тянется на 1500 км от острова Врангеля в сторону Канадского Арктического архипелага, древнее доордовикское основание, такое же, как континентальный шельф морей Восточной Арктики. Это говорит о том, что хребет является продолжением континента.

Как отметил руководитель исследования, доктор геолого-минералогических наук, заведующий кафедрой региональной геологии и истории Земли геологического факультета МГУ Анатолий Никишин, учёным удалось доказать, что хребет Менделеева начал формироваться как рифтовая система с магматизмом около 125 млн лет назад, однако этот процесс не перешёл в океанический спрединг. В связи с этим исследователи предлагают классифицировать хребет Менделеева как прерванную вулканическую пассивную континентальную окраину, что говорит о том, что он является продолжением нашего континента.

Между тем, согласно Конвенции ООН по морскому праву, если территория шельфа за пределами 200-мильной зоны является продолжением континента, на неё может претендовать прибрежное государство. Учёные передадут новые данные в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. В случае одобрения Россия сможет расширить границы своей экономической зоны в Арктике.

Отметим, что Россия направляла в Комиссию ООН представление о внешних границах шельфа в 2001 году. В документе говорилось, что располагающиеся на дне океана хребты Менделеева и Ломоносова являются продолжением России, но тогда Комиссия сочла представленные данные недостаточными для классификации участков как российского континентального шельфа.