Ученые открыли гигантскую планету, на которой год длится всего 18 часов

Моcква, 21 февраля - АиФ-Москва.

Британские астрономы открыли в созвездии Зайца очень необычную планету, расположенную так близко к своей звезде, что она совершает один оборот вокруг светила всего за 18 часов. Об этом сообщил научный журнал Monthly Notices of Royal Astronomical Society.

По словам профессора Уорикского университета (Великобритания) Джеймса Маккормака, теоретически планеты такого типа найти легче всего, поскольку они часто проходят по диску светила, однако в реальности они встречаются очень редко. Так, среди нескольких сотен горячих юпитеров, открытых в последние годы, есть всего семь планет с орбитальным периодом менее дня.

Горячими юпитерами планетологи называют газовые гиганты, которые вращаются очень близко к своим звездам. Расстояние между ними, как правило, значительно меньше, чем между Солнцем и Меркурием, поэтому их атмосфера разогревается до температур в 1000-1300 кельвинов (727-1027 °C). Из-за близости к светилу год на них продолжается не более нескольких земных дней.

Из-за высокой температуры и необычных условий жизни атмосфера на горячих юпитерах нередко состоит из неординарных соединений. В частности, в последние пять лет ученые открыли планеты со свинцовыми и стеклянными облаками, воздух на которых состоял из испаренных металлов и горных пород. По словам астрономов, в верхних слоях атмосферы таких планет иногда идут дожди из рубинов, сапфиров и других драгоценных камней.

На данный момент Маккормак вместе с коллегами открыл горячий юпитер, самый близкий к звезде NGTS-10 в созвездии Зайца. Она находится на расстоянии более 1000 световых лет от Земли и является желтым карликом возрастом 10 миллиардов лет. По размерам и массе она уступает Солнцу приблизительно на одну треть.

Новый открытый горячий юпитер, названный NGTS-10b, находится от нее на очень малом расстоянии – 2,5 миллиона километров, благодаря чему планета совершает один оборот вокруг светила за 18 часов. Это рекорд длительности года для всех известных горячих юпитеров.

Отмечается, что орбита планеты не обязательно является стабильной. Ученые полагают, что она постепенно сближается с звездой, из-за чего ее год за следующие 10 лет сократится примерно на 7 секунд. Планетологи считают, что она просуществует еще около 38 миллионов лет, после чего упадет в верхние слои атмосферы NGTS-10.