Ученые нашли подтверждение существования жизни на Марсе 4 млрд лет назад

Моcква, 29 апреля - АиФ-Москва.

Планетологи рассмотрели следы молекул органики в одном из древних марсианских метеоритов, найденном в Антарктиде в декабре 1984 года, что позволило им предположить существование жизни на Марсе четыре миллиарда лет назад, сообщает научный журнал Nature Communications.

По структуре молекулы напоминают аминокислоты и другие азотосодержащие вещества, говорится в статье. Специалисты полагают, что этому может быть два объяснения –  вещества сформировались на Марсе или попали на его поверхность извне вместе с падающими метеоритами и кометами. «В любом случае, это открытие показывает, что юный Марс был больше похож на Землю и был не красной, а еще одной голубой планетой», – сказал один из авторов статьи, планетолог из Токийского технологического института Ацуко Кобаяси.

В последние годы планетологи спорят, хватало ли на Марсе органики для появления жизни, так как в современных условиях на поверхности Красной планеты сложной органике трудно сохраниться, кроме того, до недавнего времени не удавалось обнаружить ее следы в древних марсианских метеоритах.

Недавно марсоход Curiosity нашел на поверхности Марса сложную органику, благодаря чему Кобаяси и его коллеги из Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) стали вновь искать органику в веществе метеорита ALH 84001, найденного в Антарктиде в середине 1980-х годов. Ранее такие поиски велись в конце прошлого века. В настоящее время специалисты применили новые методы химического анализа и ускоритель частиц SPring-8, построенный в японском городе Хиого.

Отделив несколько зерен органики от пород метеорита, ученые просветили их при помощи пучка рентгеновского излучения от ускорителя и проанализировали спектр вещества метеорита, сравнивая его с внешним видом следов различных органических веществ при подобном облучении.

Выяснилось, что в материи ALH 84001 содержатся не только различные углеводороды, но и органические вещества с атомами азота. К числу таких соединений, которые встречаются на Земле, относятся различные типы аминокислот и азотистые основания –основные «строительные блоки» одиночных звеньев молекул ДНК и РНК.

Скорее всего, исследованные вещества являются производными пиррола – вещества, молекулы которого представляют собой важный компонент хлорофилла, гемоглобина и других биологически важных соединений.

Поскольку возраст метеорита составляет четыре миллиарда лет, это значит, что на поверхности планеты была не только вода, но и сложные органические вещества, аналоги которых играют важную роль в работе клеток жизни на Земле. Это открытие, по мнению ученых, свидетельствует о сходстве раннего Марса с Землей, тогда как на современной красной планете органика не может долго существовать из-за агрессивной окружающей среды.