Дотянуться до каждого
Открытие 3-дневного марафона «Новое Знание» состоялось в Москве 20 мая. Он проходит в 8 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Владивостоке, Новосибирске и Калининграде в онлайн- и офлайн режимах. С дискуссиями, мастер-классами, открытыми уроками и лекциями на высокотехнологичных площадках выступают учёные, спортсмены, деятели культуры и искусства, госслужащие, топ-менеджеры известных российских компаний.
Всё началось с выступления 1-го заместителя руководителя Администрации Президента России Сергея Кириенко. Он поприветствовал участников и пожелал им найти свои таланты.
«Общество “Знание” даёт уникальную возможность, продолжая обучение в вузе, попробовать себя в новых сферах знаний. В новой специальности или профессии. Это крайне важно», — сказал Кириенко.
Каждый день марафона плотно расписан: выступления спикеров проходят с 9.00 до 21.00. Трансляции ведутся онлайн сразу из нескольких студий, а список лекторов и темы их выступлений публикуются на сайте Российского общества «Знание» заранее.
«С просветительскими проектами сейчас особенно важно дотянуться до каждого человека во всех регионах страны, — считает генеральный директор общества “Знание” Максим Древаль. — Нужно искать и находить в каждом городе увлечённых, компетентных людей, готовых стать лекторами, вести работу напрямую с аудиторией и в онлайн-режиме. Это поможет мотивировать слушателей на постоянное погружение в мир знаний и саморазвитие. Нужно, чтобы просветительские проекты сохраняли высокий интеллектуальный уровень, давали людям интересную, а главное, достоверную информацию».
Мозг и будущее
В первый день трансляция марафона набрала 5 млн просмотров. Под записями прямых эфиров слушатели оставляли комментарии. В обсуждении услышанного участвовали как представители молодого, так и старшего поколений. Одной из самых популярных 20 мая стала лекция российского биолога, директора Института когнитивных исследований СПбГУ Татьяны Черниговской. Она рассказала о том, как устроен человеческий мозг, почему искусственный интеллект опасен для людей и каким должен быть современный учитель.
«Представим, что у нас есть возможность управлять будущим. Мы сразу же “отключим” болезни, добавим людям побольше энергии и устроим счастливую и весёлую жизнь для каждого. Но кого мы должны учить и воспитывать, чтобы это состоялось? Ещё один серьёзный вопрос: как сосуществовать с искусственным интеллектом? Он становится всё мощнее, не устаёт, постоянно работает, у него нет плохого настроения», — сказала Татьяна Черниговская.
По её мнению, человеку нужно научиться жить с современными технологиями: машины должны выполнять только сложную производственную работу. Полностью отказываться от людского труда нельзя, иначе мир превратится в цивилизацию праздности, где всем будет нечем заняться.
Татьяна Владимировна поделилась, что сама никогда не испытывала чувство скуки: дома у неё стоит огромный стеллаж с книгами, которые, как она говорит, не успеет прочитать до конца жизни.
«Человек не должен ощущать скуку, — продолжила она. — Себя нужно постоянно развивать, заставлять решать сложные задачи. Это не значит, что человек, которому не близка физика, должен схватить учебник по этой дисциплине и начать судорожно его зубрить. Любите искусство? Доставайте книгу про историю живописи, только берите профессиональный уровень, а не тот, что подходит пятиклассникам».
Часть лекции Татьяна Черниговская посвятила описанию учителя будущего. Учёный считает, что современного хорошего педагога определяет не столько уровень знаний, сколько способность поддержать учеников.
«Идеальный учитель — это человек, который готов выслушать ребят, дать им совет, утешить, — добавила она. — Дети не говорят: “Хочу учиться у того, кто знает таблицу логарифмов наизусть!” Кому это вообще надо? То, в чём мы действительно нуждаемся, — человеческие качества».