Примерное время чтения: 6 минут

Рождённые в недрах звёзд. Пять главных загадок человеческого тела

Учёные из Нидерландского института рака обнаружили в голове человека новый орган, который раньше анатомы не замечали. Открытие произошло случайно при обследовании пациентов с помощью сканера. Специалисты увидели на снимках нечто, напоминающее слюнные железы. У человека есть три набора слюнных желез, но они находятся в другом месте. Новому органу дали название «трубчатые железы». Его предназначение ещё предстоит выяснить.

Поразительно, но, стремясь постичь тайны Вселенной, мы так до конца и не изучили самих себя и своё собственное тело, которое, кстати, на 97% состоит из вещества, родившегося в недрах далёких звёзд. Рассказываем о его главных загадках.

Зачем нужен аппендикс?

Отросток слепой кишки длиной 10 сантиметров когда-то был важной частью пищеварительной системы: он помогал организму перерабатывать растительную пищу, из которой преимущественно состоял рацион древнего человека. Органы, утратившие своё предназначение, называются рудиментарными (к ним относят, например, копчик и зубы мудрости), и аппендикс — один из них, но, похоже, он в ходе эволюции получил какие-то новые функции. У учёных нет единого мнения по этому вопросу, но есть гипотезы.

То, что аппендикс бесполезен, вроде бы легко доказывается тем фактом, что при его удалении (это делают при аппендиците — воспалении органа) человеческое тело продолжает существовать без каких-либо заметных потерь. Но проводились исследования, которые показали, что в этом отростке слепой кишки скапливаются бактерии тысяч видов, причём среди них встречаются уникальные, которых нет в толстом кишечнике. Биологи предполагают, что аппендикс играет роль тренировочного полигона для иммунной системы: в нём клетки, призванные защищать нас от бактериальных атак извне, тренируются распознавать и ликвидировать угрозы. Возможно, это происходит только во время внутриутробного развития.

Это лишь одна из гипотез, но большинство специалистов отдают предпочтение именно ей.

Для чего на пальцах узоры?

Как известно, рисунок на подушечках пальцев индивидуален и не повторяется даже у близнецов. Кроме людей уникальными дактилоскопическими отпечатками — папиллярными узорами — обладают высшие приматы и коалы. Но для чего они нужны?

Первое, что приходит в голову (долгое время так и считалось), — рельеф на подушечках пальцев помогает брать и удерживать предметы, поскольку он усиливает сцепление между кожей и поверхностью этих предметов. Но учёные из Университета Манчестера исследовали этот механизм и пришли к выводу, что бороздки на подушечках пальцев, наоборот, ухудшают сцепление по сравнению с абсолютно гладкой кожей! То есть не будь у нас папиллярных узоров, мы бы удерживали предметы более надёжно.

Поэтому биологи стараются найти другие объяснения. Например, что бороздки на пальцах помогают отводить влагу с наших рук и таким образом оставлять хватку сухой. Или что они каким-то образом увеличивают сенсорную чувствительность. Но окончательного объяснения ещё не найдено.

Почему у крови четыре группы?

У человека четыре основные группы крови. Они классифицируются по антигенам, способным разрушать чужеродные клетки, возникающие в организме, и по-разному борются с различными видами инфекций.

Считается, что разделение на группы крови началось 20 миллионов лет назад. По какой причине это произошло, непонятно. Ясно лишь, что эволюция искала способы борьбы с инфекционными заболеваниями. Так, замечено, что люди с III группой крови более восприимчивы к кишечной палочке. Да взять тот же новый коронавирус. Как установили медики, COVID-19 тяжелее переносится обладателями II группы крови. А меньше всего рискуют те, у кого I группа.

Учёные хорошо знают, в чём разница между группами крови, но не понимают, для чего природе понадобилось такое разделение. Ведь более эффективным решением для отражения бактериальных и вирусных атак было бы создать «общую» группу, которая вобрала бы в себя особенности всех четырёх.

Что делают наши вирусы?

Общий вес микробов, живущих в организме человека, достигает 2 кг. Но только 1% этих микроорганизмов способен вызывать у нас болезни. С остальными мы ведём взаимовыгодное существование — симбиоз.

Примечательно, что от 1 до 3% бактерий пришли к нам извне: наше тело не является для них родным домом. Учёные, конечно же, разобрались с предназначением подавляющего большинства микробов и знают, какие функции они выполняют. Одни помогают переваривать пищу, другие очищают организм и кожу от вредных веществ. Но всё-таки некоторая часть микробиома человека остаётся для науки загадкой. Даже полностью здоровый организм содержит в себе некоторое количество вирусов, которые, будучи способными вызывать болезни, не делают этого, а приносят нам пользу. Что это за польза, исследователи ещё не выяснили.

Как работает головной мозг?

Его называют самым сложным объектом в известной нам Вселенной. В нём содержится 80-90 миллиардов клеток (нейронов), которые образуют между собой 100 триллионов связей. Мозг одного человека за день генерирует больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе. А скорость каждого такого импульса достигает 274 километров в час.

Головной мозг — важнейший орган нашего организма, он является материальным субстратом высшей нервной деятельности. Чем дольше его изучают нейрофизиологи, тем сильнее их удивление и тем больше у них вопросов, на каждый из которых можно отвечать бесконечно. Как устроена память? Зачем нужны сон и сновидения? Как бессознательное связано с сознательным? Но все эти вопросы отступают перед главным, к которому они рано или поздно сводятся: как все эти миллиарды нейронов и образуемые ими связи работают сообща, обеспечивая нам не только мыслительный процесс, но и ощущение собственного «Я» и ощущение жизни вообще? Многие исследователи считают это величайшей тайной не только человека, но и всего мироздания.

По этому поводу ярко высказался известный индийский невролог, доктор медицины Вилейанур Рамачандран: «Один мозг состоит из множества атомов, которые были выкованы в сердце бесчисленных отдалённых звёзд миллиарды лет назад. Эти частицы дрейфовали на протяжении эонов и световых лет гравитации и теперь образуют конгломерат — наш мозг, который может не только задумываться о тех звёздах, которые дали ему рождение, но и размышлять о собственном умении выстраивать логические цепочки и задаваться вопросом о своей способности удивляться. С возникновением человека Вселенная внезапно осознала саму себя. Это поистине величайшая тайна».