Российские ученые обнаружили молекулы, которые могут подавлять рак

Москва, 29 марта - АиФ-Москва.

Ученые из МГУ и институтов РАН обнаружили один из белков в клетках кожи человека и других млекопитающих, который может подавлять рост раковых опухолей. Результаты своего исследования они представили в статье, опубликованной в British Journal of Pharmacology.

Необычный набор белков оказался по структуре похожим на токсины змей и других рептилий. Эти молекулы получили название SLURP. Особенность их заключается в том, что они действуют не на нервную систему, а на все клетки в целом, ускоряя или замедляя их рост.

Этот факт натолкнул ученых на мысль, что подобные соединения могут быть использованы для борьбы с раком в качестве «стоп-сигнала», который будет останавливать размножение клеток опухолей. Ученые вырастили несколько колоний клеток рака кожи, груди, легких и прямой кишки и обработали их большим количеством двух белков этого семейства, SLURP-1 и SLURP-2.

Эксперименты показали, что оба белка значительно замедлили рост почти всех видов рака, заблокировав работу особых рецепторов на поверхности их клеток, заставляющих их делиться. В среднем через сутки после такой обработки число раковых клеток сократилось на 40-70%, по сравнению с контрольными образцами опухолей.

Отмечается, что попадание больших количеств SLURP-1 и SLURP-2 в питательную среду заставляло раковые клетки вырабатывать еще больше этих молекул. Таким образом возникала «цепная реакция», в ходе которой рак фактически уничтожал сам себя.

Как отметил Михаил Шулепко из Института биохимии РАН в Москве, пока непонятно, как именно эти белки заставляют раковые клетки самоуничтожаться и какую роль они играют в работе организма. Если ответы будут найдены и будет подтверждено, что эти молекулы действительно уничтожают рак, исследователи получат возможность провести клинические испытания.