Примерное время чтения: 6 минут
3342

«Родина слонов». Русские изобретения: правда против опасного вымысла

Памятник изобретателю велосипеда Е. М. Артамонову в Екатеринбурге.
Памятник изобретателю велосипеда Е. М. Артамонову в Екатеринбурге. / Алексей Куденко / РИА Новости

«220 лет назад, 27 сентября 1801 года, состоялась коронация русского императора Александра I. Во время торжеств императору был представлен первый в мире велосипед — изобретение Ефима Артамонова, крепостного мастерового из Нижнего Тагила. Царь был настолько восхищён агрегатом, что лично выкупил изобретателя, заплатив Нижнетагильскому заводу 500 рублей — огромную по тем временам сумму».

Так или примерно так в очередном приступе «Россия — родина слонов» будут об этом событии рассказывать интернет-порталы. Возможно, кое-кто подчеркнёт, что русские в изобретении велосипеда обогнали Европу на 12 лет, что Ефим Артамонов, помимо велосипеда, изобрёл ещё и насосы для откачки воды с барж, или что потом мастера сошлют «за неразумную трату дерева и железа».

Вообще фальсификация истории — дело наказуемое. И поэтому с велосипедом Артамонова надо быть поаккуратнее. Дело в том, что никакого «изобретателя Ефима Михеевича Артамонова», скорее всего, не существовало в природе. Во всяком случае, документально его существование никак не подтверждено. Ничем не подтверждается и факт его приезда в Москву на велосипеде. В описаниях коронации Александра I об этом событии вообще нет ни единого слова. А сам двухколёсный цельнометаллический велосипед, который до поры был выставлен в Нижнетагильском музее, сняли с экспозиции. От греха подальше — металлографический анализ показал, что данный агрегат был сделан из мартеновского металла не ранее 1870-х годов. Причём по английской схеме «велосипед-паук».

В том, чтобы застолбить отечественный приоритет и показать, что по части изобретений острый ум русского народа способен обогнать своё время, нет ничего плохого или постыдного. Это нормально. Но стоит ли прибегать для этого к таким низким приёмам, как прямая фальсификация или подлог? Наверное, нет, так можно только скомпрометировать благую идею.

А буйную энергию тех, кто соберётся отстаивать честь «изобретателя Ефима Артамонова» не худо бы направить в русло реальных исследований русского приоритета. Скажем, многие до сих пор уверены, что первый твёрдый шоколад — в виде плитки — был создан на английской фабрике J. S. Fry & Sons в 1847 году, когда в «отсталой Российской империи» шоколад всё ещё варили и пили. Об этом пишет авторитетная сетевая энциклопедия, на которую у нас принято ссылаться как на главного арбитра в решении спорных исторических вопросов. Но достаточно обратиться к пасхальному номеру журнала «Северная пчела», что датирован апрелем 1838 года: «В каждой кондитерской куча сахарных, марципановых и шоколадных изделий и фигур — целые армии из шоколада!» То есть выходит, что почти за 10 лет до банальной английской плитки русские кондитеры уже умели делать твёрдый шоколад и даже мастерить из него фигурки. И это факт, подтверждённый документально, а не досужие домыслы.

Таких фактов хватает. И очень жаль, что уральский экономист Василий Белов, запустивший в 1896 году легенду о «велосипеде Артамонова», не обратил никакого внимания на то, что происходило прямо здесь и сейчас, буквально у него под носом.

Вот, например, тот самый 1896 год. Именно тогда, 16 мая, в России состоялся первый киносеанс. В питерском саду «Аквариум», во время антракта театрального представления, показали десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер, которые, как всем «доподлинно известно», открыли эру кинематографа в 1895 году. Сенсация! Фурор! Фокус, однако, в том, что реально первый киносеанс состоялся в России 9 января 1894 г. на Шестом заседании секции физики IX съезда российских природоведов и врачей в Москве, о чём и был составлен протокол. Фильмы назывались «Скачущие всадники» и «Копьеметатель». Автором их был харьковский уроженец, изобретатель Иосиф Тимченко. Он разработал «скачковый аппарат, позволяющий прерывисто менять кадры в стробоскопе», а попросту — изобрёл киноаппарат. Причём на два года раньше, чем Огюст и Луи Люмьеры. И снял свои первые картины ещё в 1893 г. на Одесском ипподроме. Врачи и природоведы вынесли Тимченко благодарность, но патентом он не озаботился. И совершенно зря — владельцы международной сети фотомагазинов Люмьеры очень скоро задавили своим авторитетом и своей продукцией всю планету.

Тот же 1896 год. В Нижнем Новгороде с большой помпой открывают движение электрического трамвая, второго в России. Первый запустили ещё в 1892 году, в Киеве. Построила его фирма Siemens. Всё хорошо, но снова мимо. Первый электрический трамвай в России начал ходить ещё в 1880 году — движение открыли 3 сентября, о чём остались упоминания в прессе: «В 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в первый раз двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колёса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу». Изобретателем электрического трамвая был русский инженер, артиллерист Фёдор Пироцкий. Его экспериментом заинтересовался Карл Сименс, который встречался с русским изобретателем и подолгу с ним беседовал. Братья Сименс запустят первый Берлинский электрический трамвай в 1881 году, спустя год после русского.

Вы будете смеяться, но на арене снова 1896 год. Появляется научная статья русского полиграфиста Ивана Орлова «Новый способ многокрасочного печатания с одного клише». Говоря по-человечески, Иван Иванович изобрёл такую технологию защиты денег и ценных бумаг, которая почти исключала их подделку. О его изобретении было заявлено в научной статье 1896 г. Уже спустя год его патент купили в Германии, Франции, Англии и США. А спустя 30 лет немцы попытались присвоить приоритет. Но тогда на страже отечественных интересов уже стояли большевики. Вот фрагмент статьи из газеты «Правда» от 28 мая 1925 г., заказанной управляющим Гознака Трифоном Енукидзе: «Надеемся, что научно-технический отдел пояснит кому следует в немецкой официальной печати, что мы тоже не лаптем щи хлебаем и жульничество от изобретательства отличать научились».

Повторим: все эти события, знаковые для реальной истории русской изобретательской мысли, произошли в том самом 1896 году, когда по каким-то загадочным соображениям была запущена байка о «велосипеде Артамонова».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах