2040

Под Воронежем найдено древнейшее в Восточной Европе поселение человека

Моcква, 19 ноября - АиФ-Москва.

Археологи Института истории материальной культуры Российской академии наук нашли на территории села Костенки в Воронежской области следы поселения людей, живших здесь порядка 41-42 тысяч лет назад, сообщает ТАСС со ссылкой на региональное правительство. Итоги археологических экспедиций этого сезона опубликованы на сайте Института истории материальной культуры РАН.

Археологи обнаружили остатки ям от жилищ и очагов. Учёные подтвердили наличие древнего поселения на территории села Костенка.

«Вероятно, в самом нижнем культурном слое IV «b» мы обнаружили не просто мастерскую по расщеплению камня, но древнейшее долговременное поселение человека современного типа в Восточной Европе!» – рассказал руководитель археологической экспедиции Андрей Синицын.

Этим летом археологи Института истории материальной культуры РАН нашли в селе Костенки десятки каменных резцов и пластин, изготовленных одними из первых людей современного типа на европейском континенте. Каменные орудия были созданы свыше 35 тысяч лет назад и найдены на глубине семь метров в палеонтологической стоянке Костенки-17, где зафиксировано одно из самых ранних присутствий человека современного типа на континенте.

Всего в Костенках 21 стоянка, в соседнем селе Борщево их ещё шесть. Пока исследовано четыре памятника: Костенки-14, Костенки-17, Костенки-6 и Костенки-9, а также одна стоянка в Борщеве. Кроме того, есть стоянка Костенки-11 – одно из лучших открытий палеолитической археологии последних лет. Это кольцевое костно-земляное жилище из костей мамонта диаметром 12 метров, открытое в 2013-2014 годах. Находку будут исследовать ещё много десятилетий.

Одну из стоянок в Костенках в 1949 году нашёл местный житель Иван Протопопов, когда рыл погреб у себя в усадьбе. Позже здесь был построен музей.