Примерное время чтения: 4 минуты
4622

Не полетит! В чём сомневались современники Райт, Чкалова и Гагарина

Полёт Орвила Райта в 1904 году.
Полёт Орвила Райта в 1904 году. Commons.wikimedia.org

Авиация за XX век прошла невообразимый путь от хрупких бипланов до огромных авиалайнеров, было опровергнуто практически каждое утверждение, включавшее в себя слово «невозможно», а то, что считалось научной фантастикой, стало повседневностью.

Полёт невозможен!

В возможность полёта аппарата тяжелее воздуха в начале XX века не верил практически никто. Создателей первых самолётов считали мечтателями и не воспринимали всерьёз не только «простые смертные», но и маститые учёные. Так, Саймон Ньюком выпустил труд, в котором научно доказывал невозможность полёта аппарата тяжелее воздуха, а в тот год, когда братья Райт подняли в воздух первый в мире самолёт, американский конгресс принял закон, который запрещал финансировать работы по созданию летательных машин.

Петербургская утка

«Петербургской уткой» посчитали сообщения о полёте двухмоторного самолёта «Русский витязь» конструкции Игоря Сикорского в 1913 году: никто не верил в возможность постройки самолёта таких огромных размеров — 2 члена экипажа и целых 6 кресел для пассажиров. К тому же многие считали, что при отказе одного из двух двигателей самолёт станет неуправляемым и тут же разобьётся. Окончательно скептиков убедил только полёт «Русского Витязя» над Невским проспектом.

Игорь Сикорский на самолёте Русский витязь, 1915 год
Игорь Сикорский на самолёте «Русский витязь», 1915 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Только бипланы!

Известно, что первые самолёты были бипланами (с двумя крыльями, расположенными друг над другом), а в схему моноплана, которая сейчас распространена повсеместно, мало кто верил. Доказывать её жизнеспособность приходилось, рискуя жизнью: в 1909 году измученный недоверием к своим монопланам Луи Блерио совершил отчаянный перелёт через Ла-Манш.

Bl riot XI постройки 1914 1918 годов
Blériot XI постройки 1914—1918 годов. Фото: Commons.wikimedia.org

Реактивный двигатель — вздор!

Многие из зрителей, собравшихся в 1910 году на первый полёт самолёта Анри Коанда, насмехались над его неудачей. Они считали глупой попытку создать самолёт без привычного винта, с реактивным двигателем.

Самолет Coanda-1910
Самолет Coanda-1910. Фото: Commons.wikimedia.org

Арктика неприступна!

Неудачную попытку перелёта Сигизмунда Леваневского, прерванную из-за неисправности самолёта и гибели известного американского лётчика Вилли Поста на Аляске, многие скептики посчитали доказательством того, что полёт через Арктику невозможен, тем более, на одномоторном самолёте, как АНТ-25. Экипажу во главе с Валерием Чкаловым пришлось доказывать обратное.

Городской сумасшедший

Константина Циолковского в Боровске и позже — в Калуге местные жители считали городским сумасшедшим. Из-за проблем со слухом учёный сторонился людей, а его научные работы поднимали на смех: в них он утверждал, что возможен полёт в космос, на Луну и Марс.

Луна — твёрдая. Королёв

В возможность полёта человека в космос верили далеко не все. Известно, что неудачных запусков и технических проблем с аппаратом «Союз» было очень много, а космос был настолько неизученной сферой, что космонавтов первого отряда тренировали с нагрузками, которые в разы превышали настоящие.

Не меньше сомнений у многих специалистов вызывала возможность полёта на Луну. Некоторые из них считали, что спутник земли покрыт слоем пыли, в котором первый луноход просто-напросто утонет. Во время одного из совещаний по этому вопросу Сергей Королёв, не выдержав, пододвинул к себе блокнот и написал: «Луна — твёрдая. С. Королёв», — потом вырвал листок и отдал его оппонентам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах