Какие профессии исчезнут из-за искусственного интеллекта?
Недавно в Москве прошёл научно-популярный онлайн-фестиваль ScienceBarHopping, организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано». Спикеры фестиваля, известные учёные и технопредприниматели, рассказывали о мировых трендах в развитии новых технологий.
Один из выступавших на фестивале — научный сотрудник Института Макса Планка, ИИ-евангелист компании ABBYY Иван Ямщиков.
— В ближайшие 10 лет может пропасть спрос на такие профессии, как бухгалтер, офисный клерк, водитель грузовика, тракторист, комбайнёр, сотрудник доставки, таксист, — считает он. — Вообще, когда мы говорим об исчезающих профессиях, нужно понимать, что они не исчезают полностью. К примеру, извозчиков сто лет назад было значительно больше, чем сейчас, однако, строго говоря, профессия извозчика не пропала из нашей жизни совсем: туристы и молодожёны всё ещё время от времени хотят прокатиться в карете.
Можно говорить о том, что спрос на определённые навыки будет падать или уже падает. Если коротко, искусственный интеллект будет использоваться там, где человек тратит много времени на не очень сложные, рутинные задачи. Происходить это будет постепенно. Какие-то профессии станут менее востребованными, какие-то трансформируются. Многие изменения происходят уже сейчас, просто мы не замечаем их.
Связано это с тем, что скорость адаптации людей к новому выше скорости внедрения технологий в нашу повседневную жизнь. Сейчас для жителя крупного российского города сенсорный экран где-нибудь в торговом центре или кафе стал уже привычным. Вы можете зайти в ресторан быстрого питания, ткнуть пару раз в экран, сделать заказ, оплатить его банковской картой и уйти. Но как давно существуют сенсорные экраны? Сама технология впервые появилась в 1970-е, а первый массовый продукт, построенный целиком вокруг идеи управления через сенсорный экран, — это, пожалуй, iPhone. А он появился всего 13 лет назад. В те годы, кстати, лишь у четверти населения России была банковская карта. Сейчас она есть у 75% людей в нашей стране, и ни бесконтактными платежами, ни сенсорным экраном нас уже не удивишь. В Германии, например, бесконтактные платежи появились позже, и там они не так распространены, как у нас. Когда я в прошлом году оплатил в Германии билет на трамвай при помощи телефона, стоявшая рядом женщина покачала головой и сказала: «Крутая штука, да?» То есть для неё это было удивительно, но пройдёт пара месяцев, и она перестанет обращать на это внимание. Наш интеллект, в отличие от искусственного, очень гибок.
Именно на эту гибкость и нужно делать ставку, когда речь идёт о профессиях будущего. По мере развития искусственного интеллекта скучные, рутинные, предсказуемые задачи будут автоматизироваться. С одной стороны, люди выполняют их плохо и неохотно, с другой — алгоритм можно обучить выполнять такую задачу, так как она хорошо определена.
На лекциях я часто предлагаю слушателям сравнить две профессии: офисного клерка и садовника. В США почасовая оплата их труда вполне сопоставима. Но примерно 70% работы офисного клерка в перспективе может быть автоматизирована. А в работе садовника автоматизировать можно лишь где-то 10% задач. И я спрашиваю у слушателей, кто из этих двух людей, как им кажется, уже сейчас больше любит свою работу и живёт более счастливой жизнью.
Большинство голосуют за садовника. В этом сравнении — вся суть изменений, которые приносит нам искусственный интеллект. Алгоритмы всё лучше справляются с задачами, которыми люди заниматься не хотят. По крайней мере, если у них есть возможность выбрать работу по душе.