Как моллюски помогли учёным прояснить процесс образования Евразии?

Категория:  Открытия
Ответ эксперта

Исследователи из Архангельска подвели итоги своего участия в крупномасштабном проекте по изучению моллюсков, обитающих в водоемах Индийского субконтинента и Мьянмы. Благодаря этому стало ясно, как двигались дрейфующие тектонические плиты и формировалась Евразия.

Началось с того, что немецкие и индийские биологи в течение нескольких лет исследовали крупных пресноводных двустворчатых моллюсков (семейство Unionidae) в условиях рек Индии и Непала. Они собрали образцы и провели анализ ДНК обнаруженных видов. Затем они обратились за помощью к представителю Федерального исследовательского комплекса Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН и Северного (Арктического) федерального университета. Дело в том, что у российских учёных накапливается большой массив данных ДНК моллюсков многих регионов мира. По сути, в нашей стране сформирована одна из научных школ в области малакологии — раздела зоологии, посвящённого истории моллюсков .

Располагая данными ДНК-анализа, архангельные учёные смоделировали на суперкомпьютерах процесс эволюции индийских и непальских моллюсков. Оказалось, что они генетически близки к африканскому виду. Результаты, полученные с помощью палеогеографических и структурных данных, помогли уточнить данные о движении тектонических плит.

Демографические расчеты были проведены биологами на основании данных по индийским и мьянманским моллюскам. Тектонические плиты выступали для них в качестве своеобразных природных паромов. Миллионы лет они дрейфовали через древний океан Тетис, перевозя на себе реки и другие водоёмы, населенные пресноводной фауной, в том числе моллюсками и рыбами.

«На основании суперкомпьютерного моделирования мы пришли к выводу, что в юрском периоде западная часть Мьянмы в виде тектонического блока пристыковалась к Индии, которая являлась частью Гондваны (один из двух суперконтинентов, существовавших 750-150 миллионов лет назад, — АиФ.ru ), — говорит руководитель исследования, директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН Иван Болотов. — В меловом периоде (145-66 миллионов лет назад) Индия вместе с Мьянмой отделилась от восточной окраины суперконтинента и в виде гигантского острова начала дрейфовать в сторону Евразии. В конце мелового периода произошло разделение: Мьянма стала островом, который параллельно с Индией продвигался к Азии. Около 40 миллионов лет назад Мьянма пристыковалась к Индокитаю.

Этот процесс маркируется в эволюции и расселении крупных двустворчатых моллюсков. Как правило, они являются индикатором для тектонических и палеогеографических реконструкций, поскольку не образуют группы водоразделов, а расселяются вместе с рыбой только при прямом контакте рек и озёр».

Таким образом, моллюски помогли учёным уточнить, как дрейфовали тектонические плиты, определившие конфигурацию Евразии. С помощью биологии удалось обнаружить, что современная Индия ранее была частью суперконтинента Гондвана.

Кроме того, учёные завершили полную ревизию пресноводных моллюсков Индийского субконтинента: в последний раз она проводилась в начале XX века. Все описанные виды относятся к одному подсемейству. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Scientific Reports.