Что за загадочный радиосигнал обнаружили рядом с центром Млечного Пути?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Астрономы из Австралии обнаружили загадочный повторяющийся радиосигнал недалеко от центра Млечного Пути. Об этом сообщает портал Live Science со ссылкой на статью, размещенную на сервере препринтов arXiv.

Что известно об этом радиосигнале?

Радиоисточник получил название ASKAP J173608.2-321635. В период с апреля 2019 по август 2020 года загадочный сигнал появлялся 13 раз, при этом он никогда не длился более нескольких недель. Обнаруженный радиоисточник появлялся и исчезал без какой-либо закономерности. Ранее радиотелескопы его не фиксировали. Ученые описали сигнал как «высокополяризованный переменный радиоисточник, расположенный недалеко от галактического центра и не имеющий четкого многоволнового аналога».

Астрономы отмечают, что радиосигнал с легкостью обнаруживается в радиочастотном спектре в течение нескольких недель, а затем он за сутки полностью исчезает. Такое поведение уникально для всех известных на сегодняшний день небесных тел. Поэтому исследователи полагают, что могут иметь дело с «новым классом объектов, обнаруженных с помощью радиоизображения».

«Самым удивительным свойством этого источника является то, что он сильно поляризован. Наш глаз не может различить свет с круговой поляризацией и неполяризованный свет, но ASKAP имеет эквивалент поляризованных солнцезащитных очков, который позволяет отфильтровать его. Такие источники действительно встречаются редко, обычно мы находим не более 10 из тысяч источников за одно наблюдение», — рассказал порталу New Atlas ведущий автор исследования Зитенг Ванг. Он добавил, что найденный источник радиосигналов неожиданного включается и выключается. «Яркость этого источника может резко измениться, снизившись за один день. Но иногда он может длиться несколько недель», — пояснил исследователь.

В феврале 2021 года загадочный радиосигнал также зафиксировал радиотелескоп MeerKAT в Южной Африке, а в апреле — австралийский телескоп ATCA. Ранее же он не выявлялся ни в рентгеновских лучах, ни в наблюдениях в ближнем инфракрасном диапазоне.

По мнению ученых, они могли обнаружить так называемый радиотранзиент в направлении центра Галактики (GCRT). «Поскольку источник находится близко к Галактическому центру, этим источником может быть новый GCRT. Однако временная шкала всплеска из нашего источника не согласуется со шкалой GCRT. Кроме того, сигналы обнаруживаются на более низких частотах», — отметил Ванг. При этом исследователи отмечают, что о самих GCRT также известно не много.

Как удалось обнаружить радиосигнал?

ASKAP J173608.2-32163 был выявлен с помощью радиотелескопа Australian Square Kilometer Array Pathfinder (ASKAP). Это один из самых чувствительных радиотелескопов в мире. Он находится в обсерватории «Мерчисон» на западе Австралии. Телескоп сканирует небо в поисках приходящих и уходящих радиоисточников, которые могут быть связаны с пульсарами, магнетарами, сверхновыми звездами, звездными вспышками и др.

Сигнал был впервые получен в апреле 2019 года в рамках исследования переменных и медленных переходных процессов (VAST).

Источник: