Что за мощнейший взрыв во Вселенной зафиксировали ученые?

Категория:  Космос
Ответ редакции

Астрономы зафиксировали самый мощный взрыв во Вселенной со времен Большого взрыва — момента, когда из точки с бесконечной плотностью и температурой возникла расширяющаяся Вселенная. Он произошел из сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре скопления галактик Змееносца на расстоянии около 390 миллионов световых лет от Земли. Об этом говорится в сообщении Международного центра радиоастрономических исследований, опубликованном на платформе EurekAlert.

Профессор Мелани Джонстон-Холлитт из Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований (Австралия) заявила, что взрыв был невероятно сильным. Он привел к выбросу энергии, в пять раз превышающему предыдущий рекорд. «Мы уже видели вспышки в центрах галактик, но эта действительно очень мощная», — заявила исследователь. По ее словам, причины возникновения такого взрыва пока неясны.

Что собой представлял взрыв?

По словам Джонстон-Холлитт, взрыв происходил очень медленно, «как в замедленном движении, которое длилось на протяжении сотен миллионов лет». Он был настолько мощным, что пробил полость в плазме кластера — очень горячем газе вокруг черной дыры.

Ведущий автор исследования, доктор Симона Джацинтуччи из военно-морской исследовательской лаборатории в США, отмечает, что взрыв был похож на извержение американского вулкана Сент-Хеленс в 1980 году, которое сорвало вершину с горы. Только в этом случае в «кратер» поместились бы подряд 15 галактик Млечного пути.

Как обнаружили взрыв?

Профессор Джонстон-Холлитт рассказала, что ученые ранее зафиксировали полость в кластерной плазме с помощью рентгеновских телескопов. Но тогда они отвергли версию о том, что полость возникла в результате взрыва, так как он должен был быть слишком большим. Исследователи осознали, что перед ними последствие мощного взрыва, когда они рассматривали скопление галактик Змееносца с помощью радиотелескопов. Открытие было сделано с использованием четырех телескопов: Chandra X-ray Observatory НАСА, XMM-Newton Европейского космического агентства, Murchison Widefield Array (MWA) в Западной Австралии и Giant Metrewave Radio Telescope (GMRT) в Индии.

Джонстон-Холлитт отмечает, что использовались 2048 антенн телескопа. Ученые намерены применить 4096 антенн и провести более тщательное наблюдение.