Что за эпигенетические часы, которые могут определить скорость старения?

Категория:  Медицина
Ответ редакции

Британские ученые из Университета Эксетера (город Эксетер, графство Девон) разработали новые эпигенетические часы, которые могут раскрыть связь между старением мозга и деменцией. Исследование было профинансировано обществом Альцгеймера, оно опубликовано в журнале Brain. Об этом сообщает The Telegraph.

Что такое эпигенетические часы?

Эпигенетические часы — это совокупность эпигенетических меток ДНК, химических групп, которые активируют и инактивируют гены. Эта совокупность меток позволяет определить биологический возраст ткани, клетки или целого органа. Если циркадные часы организма отвечают за ритмы сна и бодрствования, то эпигенетические часы могут «сообщить», как быстро стареет человек и насколько он подвержен возрастным заболеваниям.

В настоящее время существует несколько моделей эпигенетических часов, одна из самых известных — часы Стива Хорвата, которые учитывают 353 эпигенетических маркера человеческого генома. Ученые из Университета Эксетера разработали новый вариант биомаркеров старения, называемых эпигенетическими часами.

Чем отличаются новые эпигенетические часы?

Ученые использовали в ходе исследования образцы мозговой ткани человека, в то время как остальные модели эпигенетических часов были основаны на изучении меток ДНК крови и других тканей.

Команда британских специалистов проанализировала эпигенетические маркеры в коре головного мозга человека — области мозга, участвующей в познании, а также связанной с протеканием болезни Альцгеймера. Были идентифицированы 347 участков метилирования ДНК (модификация молекулы ДНК без изменения самой нуклеотидной последовательности ДНК), которые оптимально предсказывают биологический возраст в коре головного мозга. Затем исследователи протестировали свою модель на 1 221 образце человеческого мозга, полученном от людей разных возрастов.

Исследователи считают разработанные эпигенетические часы более точными в предсказании биологического возраста мозга, чем предыдущие версии. По мнению авторов исследования, использование мозговой ткани гарантирует, что эпигенетические часы наиболее правильно «откалиброваны» для исследования деменции. Ученые надеются, что разработка сможет дать представление о том, как ускоренное старение мозга может быть связано с болезнью Альцгеймера и другими формами возрастного слабоумия.

Для чего будут использоваться новые эпигенетические часы?

Профессор Джонатан Милль из Университета Эксетера, возглавлявший исследовательскую группу, говорит, что область исследований эпигенетических часов очень интересна и потенциально может помочь ученым понять механизмы старения, в том числе ускоренного старения человеческого мозга.

Из-за того, что ученые используют образцы мозга, их разработка не подходит для использования на живых людях с целью определения скорости старения их мозга. Но их эпигенетические часы можно будет применить к донорской ткани мозга, что позволит узнать больше о факторах, связанных с заболеваниями мозга, такими, как слабоумие.