Что за древнейшую могилу человека нашли в Африке?

Категория:  Открытия
Ответ редакции

Ученые обнаружили самое древнее из известных на сегодняшний день захоронений человека. Возраст могилы составляет более 78 тыс. лет. Подробности открытия описаны в статье, опубликованной в научном журнале Nature, и сообщении Института по исследованию истории человечества Макса Планка (Йена, Германия).

Где обнаружили древнейшую могилу?

Археологи нашли останки человека в пещере Панга-я-Саиди в Кении. Их обнаружили примерно на глубине трех метров под пещерой в небольшой круглой яме.

Место захоронения Мтото.
Место захоронения Мтото. Фото: Reuters/ MOHAMMAD JAVAD SHOAEE

Раскопки в этом месте начались в 2010 году в рамках долгосрочного партнерства между немецким Институтом по исследованию истории человечества и Национальными музеями Кении. Части костей впервые обнаружили в 2017 году. Археологам потребовалось четыре года, чтобы полностью вскрыть могилу, так как кости были сильно разложившимися и требовали кропотливого извлечения.

Чьи останки нашли в древнейшей человеческой могиле?

Останки, найденные в пещере в Кении, принадлежат ребенку, который умер в возрасте от 2,5 до 3 лет. Исследователи дали ему имя Мтото, что на суахили означает «ребенок». Анализ костей показал, что его можно отнести к Homo sapiens, хотя у зубов ребенка сохранились некоторые примитивные черты.

Что необычного было в захоронении ребенка?

Кости в могиле были плотно сгруппированы. Ребенка похоронили в согнутом положении. Он лежал на правом боку, а его колени были подтянуты к груди. Такое положение тела говорит в пользу версии о том, что погребение было сделано с преднамеренной подготовкой. Анализ содержимого погребальной ямы и окружающих ее археологических слоев также показал, что яма была вырыта специально для захоронения.

Фото: Reuters/ JORGE GONZALEZ/ELENA SANTOS

Необычным было положение головы ребенка в яме. Оно навело ученых на мысль о том, что ранее там находилась какая-то опора вроде подушки. Кроме того, археологи нашли внутри могилы следы растительных материалов. Ученые предполагают, что они могут быть остатками савана, в который было завернуто тело Мтото во время погребения. Все это указывает на то, что соплеменники ребенка имели определенную форму погребального обряда.

После того как останки извлекли из пород, их доставили сначала в Национальный музей в Найроби, а затем — в лабораторию Национального исследовательского центра по эволюции человека в Бургосе (Испания). Анализ костей и окружающей почвы подтвердил, что разложение тела происходило в яме, где Мтото был намеренно похоронен вскоре после смерти.

В чем важность открытия?

Африка считается родиной современного человека, но ранние свидетельства захоронений нашего вида на этом континенте скудны и часто неоднозначны. Ученым пока мало что известно о происхождении и развитии похоронных традиций в Африке. Находка останков Мтото показывает, что уже в те далекие времена у африканского населения были сложившиеся похоронные обряды.

Фото: Reuters/ FERNANDO FUEYO

При этом более поздние захоронения, найденные в Африке, также включают останки детей и подростков. Это может говорить об особом обращении с телами молодых людей.

Широкое распространение погребальных обрядов в этот период говорит о том, что культурная эволюция человечества началась раньше, чем считали ученые. Таким образом, человеческая культура и представления о потустороннем мире появились задолго до зарождения первых цивилизаций.