Что за «бактерию радости» открыли российские ученые?

Категория:  Медицина
Ответ редакции

Российские ученые обнаружили вид бактерий, уровень которых в организме человека с клинической депрессией ниже, чем у здоровых людей. Открытие принадлежит специалистам Сколтеха, Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева и Центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского. Об этом сообщают «Известия».

Что известно о новой бактерии?

«Бактерией радости» оказался пробиотик нового поколения Faecalibacterium prausnitzii, который живет в микрофлоре толстого кишечника.

Результаты открытия, пишет газета, получили благодаря анализу метагенома (совокупность генов кишечных бактерий).

Как поясняют ученые, по количеству этих генов в кишечной микробиоте (совокупность микроорганизмов — прим. ред.) человека с психическим расстройством и по его анализу кала можно выявить диагноз психического заболевания. Кроме того, открытие может помочь создать лекарства, «которые нормализуют микрофлору пациентов с депрессией», уверен первый автор научной статьи, стажер-исследователь Центра молекулярной и клеточной биологии Сколтеха Алексей Ковтун.

Как ученые выявили новую бактерию?

Для своего открытия ученые полностью расшифровали ДНК всех бактерий, взятых из кала пациентов, страдающих депрессией, и людей со стабильным психическим состоянием.

Так, исследователи обратили внимание, что у людей с эмоциональными изменениями в организме представлено в меньшей степени количество трех групп генов, чем у здоровых людей.

Первый ген отвечает за выработку гормона сна — мелатонина. Второй влияет на производство организмом нейромедиаторов, которые организуют работу нервной системы человека. Третий ген принимает участие в синтезе короткоцепочечных жирных кислот, которые играют важную роль в пищеварении.

Когда будет разработано новое лекарство?

Для начала, по словам заведующего кафедрой терапии Института профессионального образования Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Чавдара Павлова, нужно понять, каким образом нехватка «бактерии радости» модифицирует нервные импульсы, вызывающие психические расстройства человека. И только после этого, сообщает он, можно будет разрабатывать препараты для лечения.

Источники: