Что за микробы, выработавшие устойчивость к дезинфицирующим средствам?

Категория:  Открытия
Ответ редакции

На фоне пандемии Covid-19 люди стали чаще прибегать к использованию дезинфицирующих средств. Однако это привело к тому, что некоторые бактерии выработали устойчивость к антисептикам и даже научились их перерабатывать. К такому выводу пришли исследователи из Сианьского университета Цзяотун-Ливерпуль в Китае, изучившие микробы в офисах, школах и торговых центрах, сообщает The Daily Mail.

«Длительное воздействие неоптимальных концентраций дезинфицирующих средств может стимулировать эволюцию микроорганизмов, в результате чего некоторые микробы могут выработать устойчивость и даже использовать дезинфицирующие средства в качестве источника энергии», — рассказал изданию ведущий автор исследования доктор Синьчжао Тонг.

Что за исследование?

Ученые взяли собрали 738 образцов с различных поверхностей по всему Гонконгу, включая метро, жилые дома, другие общественные места, а также с кожи местных жителей. Выяснилось, что некоторые микробы, которые там обитают, научились потреблять химические вещества из дезинфицирующих средств, чтобы выжить.

«Использование нами чистящих и других промышленных средств создает уникальную среду, которая оказывает избирательное воздействие на микробы, к которому они должны адаптироваться или погибнуть», — отметил Тонг.

Исследователи обнаружили 363 ранее неизвестных штамма микроорганизмов, которые живут на коже и в окружающей среде. Некоторые из них способны использовать химические вещества, которые содержатся в чистящих средствах, такие как спирт и ионы аммония, в качестве источников углерода и энергии. Например, бактерия Candidatus Eremiobacterota, которая ранее встречалась только в почве антарктических пустынь, хорошо адаптировалась к жизни в жилой местности и на коже человека и может перерабатывать спирт — основной ингредиент многих антисептиков для рук. Кроме того, этот штамм может использовать в качестве энергии неорганические соли, такие как нитраты, сульфаты и аммоний, использующиеся в некоторых чистящих средствах.

Насколько опасны эти бактерии?

Ни один из микробов, выявленных в ходе исследования, не оказался патогенным — способным вызывать заболевания у человека. Между тем в числе обнаруженных бактерий был новый штамм рода Pseudomonas, который, как выяснилось, содержит большое количество генов, связанных с устойчивостью к антибиотикам.

Кроме того, исследователи обнаружили 11 ранее не описанных штаммов Micrococcus luteus. Эта бактерия обычно не является опасной для здоровых людей, но может вызывать оппортунистические инфекционные заболевания (возникают только при выраженном снижении иммунитета).

Сейчас ученые занялись исследованием патогенных микроорганизмов в отделениях интенсивной терапии, где проводится более тщательная и строгая дезинфекция предметов и помещений.

Источник: