Примерное время чтения: 6 минут
2182

Ароматное оружие. Биолог Родионова: нами манипулируют с помощью запахов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Празднуем и помним вместе 07/05/2025
Выходит, аромат тела может предсказать дружбу? И он не менее важен, чем общие интересы или схожее чувство юмора?
Выходит, аромат тела может предсказать дружбу? И он не менее важен, чем общие интересы или схожее чувство юмора? istockphoto.com

Недавно учёные провели эксперимент: попросили женщин в течение 12 часов носить футболку, а потом оценить потенциал дружбы с другими участницами по запаху их футболок. После того как группа провела серию скоростных знакомств, выяснилось, что предпочтения по запаху совпадали с симпатиями после живого общения. Выходит, аромат тела может предсказать дружбу? И он не менее важен, чем общие интересы или схожее чувство юмора?

О секретах обоняния и о том, как, используя ароматы, нас обманывают маркетологи, читателям aif.ru рассказывает старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, кандидат биологических наук Елена Родионова.

Система «свой-чужой»

Дмитрий Писаренко, aif.ru: Елена Ивановна, вас удивляют результаты этого эксперимента с футболками?

Елена Родионова: Они лишь добавляют некоторые детали к тому, что учёные и так знают. Запахи действительно влияют на наше восприятие других людей. Мы выбираем себе партнёра, который пахнет определённым образом. Ориентируясь на запах, «считываем» его генотип и понимаем, насколько он нам подходит. Ведь чтобы потомство было здоровым и жизнеспособным, необходимо генетическое разнообразие — удалённость генотипов родителей друг от друга. С другой стороны, в чём-то они должны быть близки. Эта важная информация и скрыта в индивидуальном запахе человека.

— Весной люди острее ощущают запахи?

— Весной количество запахов, которые нас окружают, становится огромным, и это влияет на наше состояние. Они действительно кружат голову. Но острее обоняние не становится. У каждого своё, индивидуальное восприятие запахов. Однако среди нас есть люди-гиперосмики, которые к ним особо чувствительны.

Удивительно, но влияние запахов на человека до сих пор плохо исследовано. Проводить эксперименты на людях непросто, поскольку они могут не осознавать воздействия запахов — информация о них воспринимается бессознательно, попадает в глубинные области мозга, минуя сознание. Испытуемым бывает трудно узнать тот или иной аромат, описать его. В большинстве случаев они воспринимают его либо как приятный (свой), либо как неприятный (чужой).

— Похоже на древнюю систему распознавания «свой-чужой».

— Так и есть, это ведь древнейшая сенсорная система. Восприятие запахов не только очень индивидуально, но и зависит от культурной среды, в которой человек вырос. И от генов. Так, ароматы, приятные для азиата, могут не понравиться европейцу, и наоборот. У азиатов нет определённых генов, которые формируют запах пота, и они пахнут иначе. Их запах пота европейцу покажется кисловатым. А пот европейца для азиата будет пахнуть неприятно и сильно.

Духи с феромонами? Враньё!

— А может запах причинить вред? Например, свести человека с ума?

— Вряд ли. Что касается негативного воздействия запахов на человека, то американцы пытались создать такое оружие — бомбу-вонючку, которая для всех бы пахла неприятно. Но оказалось, что это невозможно — нельзя подобрать запах, который был бы неприятен для всех. Люди по-разному воспринимают одинаковые запахи.

Тем не менее есть кое-что общее. Проводились эксперименты, которые показали, что ароматы цитрусовых (лимона, апельсина) повышают уровень внимания и помогают лучше решать интеллектуальные задачи. Мы в своих исследованиях выяснили, что присутствие запаха мяты в школьном классе снижает количество ошибок в контрольных работах. А вот лаванда помогает в работах по русскому языку (снизилось число ошибок), зато вредит в работах по математике (ошибок стало больше).

— О том, что запахи влияют на человека, управляя его поведением, прекрасно знают маркетологи. Они ведь как-то хитро распределяют ароматы в зале супермаркета.

— Они действуют примитивно — используют достаточно сильные и понятные запахи. Например, запах ванили или еды. Понятно, что, если мы чувствуем приятный аромат кофе и свежеиспечённого хлеба, нам захочется есть, это может заставить нас купить больше еды в магазине. Поэтому выгоднее расположить кафетерий у входа в супермаркет, а не у выхода.

Правда, и здесь бывают культурные различия. Мы привыкли к одним запахам еды, иностранцы — к другим. Скажем, для американцев запах тыквенного пирога привлекателен, он ассоциируется с праздником. А нам он вообще ни о чём не скажет.

Иногда маркетологи идут на прямое враньё. Продавая парфюмерию, говорят, что духи содержат феромоны, привлекающие представителей противоположного пола. Но феромонов у человека нет, они до сих пор не выделены! Так что верить такой рекламе нельзя.

— А разве мужчины и женщины не феромонами воздействуют друг на друга?

— Нет, мы воздействуем разными летучими веществами, которые выделяет наше тело, но феромон — это нечто другое. Это вещество, которое вызывает однозначную физиологическую или поведенческую реакцию у всех представителей определённого вида. У всех! Например, есть знаменитый феромон свиньи — андростенон. В его присутствии самка (любая, без исключения) сразу принимает позу к спариванию.

У людей андростенон тоже имеется, и с ним связан неприятный запах пота, но для нас он не является феромоном. Он не вызывает определённой реакции у всех представителей нашего вида. Более того, не все люди его чувствуют.

Вообще, не существует однозначно привлекательного для всех мужчин или для всех женщин запаха.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах