Старший брат
Discovery был третьим шаттлом, сделанным по заказу НАСА. Но на момент своего последнего полёта он был уже самым старым из всех челноков — Columbia и Challenger, построенные раньше, погибли в 2003 и 1986 годах, соответственно.
Третий шаттл был назван по имени одного из судов, на которых в конце XVIII века британец Джеймс Кук открыл Гавайские острова, а также изучал побережье Аляски и северо-западной Канады. Такое же имя было у одного из судов Генри Гудзона, который в 1610-гг. исследовал Гудзонов залив.
Discovery совершил 39 полётов в космос — повторимся, больше всех прочих кораблей, работавших по программе Space Shuttle (идущий следом Atlantis летал 33 раза). Он налетал свыше 235,5 млн км, облетел вокруг Земли 5830 раз и провёл в космосе, в общей сложности, 365 дней. То есть целый год.
Первые в мире
Какие же миссии стали наиболее важными в истории этого челнока? Бесспорно, на первом месте идёт вывод на орбиту космического телескопа «Хаббл», а также участие в его обслуживании. Именно на Discovery слетал в свой второй космический полёт Джон Гленн — первый в истории США астронавт. И было ему на тот момент 77 лет! Кроме того, первый российский космонавт, севший в кресло американского космического корабля, сделал это как раз в шаттле Discovery. Космонавта звали Сергей Крикалёв.
Discovery выводил в космос много спутников связи, запускал зонд «Улисс», предназначенный для изучения Солнца, доставлял на МКС новые экипажи. В общем, выполнял рутинную работу, был этакой рабочей лошадкой. И лошадкой вполне надёжной: после уже упомянутых катастроф Columbia и Challenger именно Discovery возобновлял программу управляемых космических полётов.
Последней миссией челнока стала доставка оборудования и материалов на МКС. Она продлилась 13 дней и завершилась успешным приземлением в Космическом центре имени Кеннеди. И этот полёт, к слову, стал первым шагом в окончании программы Space Shuttle.
Но это не всё. Был ещё один полёт шаттла Discovery — уже в качестве «пассажира». Оседлав специально оборудованный по заказу НАСА «Боинг-747», челнок отправился с космодрома на мысе Канаверал в международный аэропорт им. Даллеса, что под Вашингтоном. Оттуда его отбуксировали в расположенный неподалёку филиал Национального музея авиации и космонавтики, где выставили на всеобщее обозрение в качестве экспоната. Где его и можно найти и по сей день.