Едва ли не первое, о чём я услышал, прилетев в Абакан: Хакасия - край озёр. Их здесь более 500. «Если озёр так много, может, в каком-нибудь водится чудовище наподобие лох-несского?» - поинтересовался я у Елены Егоровой, замминистра по туризму Хакасии. «Пока таких сведений не было», - улыбнулась она.
Спустя пару часов на берегу озера Иткуль нам рассказывали легенду о происхождении его названия (переводится как «озеро пятидесяти»). «Как-то здесь остановилась большая свадьба. Невеста и 50 её подруг вошли в воду и стали купаться. Но так шумели, что это не понравилось духу озера. Он разгневался и утопил их». Я повернулся к Елене: «И вы говорите, у вас нет сведений о чудовищах? О них же слагают легенды!»
И мифы, и многочисленные памятники археологии, которые есть в Хакасии, можно трактовать по-разному. Сказания и легенды здесь так тесно переплетены с реальностью, что порой не знаешь, где находишься - в нашем мире или потустороннем. И какой из них настоящий…
Нет детей? К скале!
Хакасы верят в духов. Считается, что в XIX в. этот народ принял православие, но по сути - остался языческим. Многие хакасы и в православные храмы ходят, и в шаманских камланиях участвуют.
…Тамара Давлетова, исполнительница этнической музыки, ёжится, как только солнце садится за горы. Её беспокойство не выглядит наигранным: «В этой долине проходит тропа горных духов. С наступлением темноты становится очень опасно - духи могут похитить часть души человека».
Мы находимся в долине Кюг, на территории музея-заповедника «Казановка». Леонид Ерёмин, научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, излазивший все горы окрест и выслушавший сотни рассказов местных жителей, поясняет: «У древних хакасов было развито интуитивное понимание мира. Но ведь было что-то, что убеждало их в существовании горных духов, заставляло передавать обрядовые традиции из поколения в поколение! И неслучайно некоторые места, элементы рельефа здесь имеют определённую славу - либо хорошую, либо дурную. Скажем, есть скала, к ней веками приходили женщины, которым не удавалось забеременеть и родить. Кормили духов, ночевали там, иногда жили до трёх месяцев. Возвращались домой - и всё у них получалось! Множество людей об этом рассказывали.
Противоположный пример - местечко Турачах. Хакасы уверены, что там из скалы выходят горные духи. Горы раздвигаются, выпуская их, и сдвигаются, когда те возвращаются. И если в этот момент рядом окажется человек, его может утянуть внутрь скалы. Говорят, люди в самом деле пропадали, а на всей протяжённости скального массива видны нагромождения упавших обломков - отсюда поверье, что горы двигаются».
Ерёмин собрал более 100 рассказов о встречах хакасов с горными духами. Появляются они чаще всего на закате, с западной стороны. Выглядят как очень высокие мужчины и женщины, одетые в традиционную хакасскую одежду. При этом всегда имеют в облике какую-то аномалию. Например, тёмный цвет кожи или отсутствие бровей. Иногда у духа нет носа или даже туловища. Эта странность запечатлена и в петроглифах - наскальных рисунках. Так, на скале Тура хая есть изображение фигуры, похожей на человеческую. С головой, плечами, руками, ногами - но без туловища! А у подножия горы Хазын хыр, на одноимённой писанице (этим словом в русских документах XVII-XVIII вв. называли камни с большим количеством рисунков, потом его стали использовать и археологи) высечены высокие фигуры с птичьими ногами. По преданиям, это «чёрные люди», братья горного духа. Столкнуться с ними можно на охоте в тайге. Нрав у братьев непредсказуемый: могут заблудившемуся путнику тропу подсказать, а могут и погубить.
Лодка или НЛО?
По самым скромным подсчётам, в Хакасии более 120 тыс. наскальных рисунков. Современными учёными изучена лишь небольшая часть этого богатства. А ведь в петроглифах содержится масса интересного.
«Это вовсе не примитивное творчество первобытного человека, как принято считать, а древнее религиозное искусство, часть великого «диалога» человека с иными мирами и существами, - Леонид Ерёмин прикладывает к скале чистый лист бумаги и трёт его пучком сорванного чабреца. - Петроглифы создавались для того, чтобы обеспечить в этом месте присутствие духов в момент проведения обрядов. Итак, что у нас получилось?»
На бумаге, потёртой травой, проступают наскальные рисунки. Косуля, охотник, летящий дротик… «Здесь изображён мир умерших предков. На то, что это именно предок, указывает, простите, наличие фаллоса - у образов духов и богов данная деталь обычно отсутствует. У этой скалы 3 тыс. лет назад проходили обряды кормления предков. Общение с ними - актуальная тема для народов Сибири. Об умерших заботились - отправляли им скот, утварь, поддерживали в случае болезни. Да-да, в загробном мире, по верованиям хакасов, люди могут болеть и нищенствовать. И живые (особенно это заметно по древним погребениям) им помогали: вскрывали могилы, добавляли или убирали посуду с пищей, подкладывали оружие или украшения. Бывали случаи «лечения» костных останков, когда части скелета убирали или аккуратно перекладывали. О том, как «живут» мёртвые, живые узнают от шамана, который время от времени «спускается» в подземный мир. В ответ на заботу предки сообщают через него важную информацию о грядущих событиях - о нашествии врагов, засухах, эпидемиях и т. д. Откуда они её знают? Они же «живут» рядом с духами и богами!»
Но есть рисунки, которые специалистам однозначно расшифровать не удаётся. Наиболее загадочна писаница Хазын хыр, где изображены те самые «чёрные люди» и много чего ещё - трёхрогое существо, многоголовое чудовище, чаша в виде лотоса (один из символов буддизма, непонятно как появившийся в Хакасии более 2 тыс. лет назад) и сцена, которую эксперты трактуют как небесную лодку с тремя божествами. От пуповины одного из них отходит линия, которая соединяется с головой другого. При желании в этой «небесной лодке» можно увидеть… НЛО с экипажем из трёх пришельцев. А если заглянуть в Хакасский национальный музей, на одном из камней обнаружится существо с двумя то ли рожками, то ли антеннами.
«Уфологи действительно активно работают в наших местах, - подтверждает Ерёмин. - Говорят, что часто наблюдают плазмоиды, летающие над горами. Но, на мой взгляд, существо с рожками - это образ божества, а не инопланетянина».
Между тем, согласно гипотезе уфологов, древние люди как раз и принимали пришельцев за богов. То есть, возможно, это одни и те же существа. А шаманам отводилась роль посредников. Хотя учёные такую трактовку отвергают, у неё масса сторонников.
Как одиноко стоящий в поле белый камень исцеляет тысячи людей? За что дух шамана мстит посетителям Кашкулакской пещеры? Продолжение - в ближайших номерах.