На выход с вещами
В час пик людской поток протекает через установленные при входе в вестибюль рамки, практически не замечая их. Время от времени секьюрити в синей жилетке просит того или иного человека показать содержимое карманов или положить багаж в прибор, напоминающий рентгеновскую камеру. Большинство пассажиров с пониманием относятся к подобной заминке и не препятствуют работе охраны. В конце концов, на кону стоят жизнь и здоровье всех, кто спустился в подземку.
«В вестибюлях столичного метро созданы 294 досмотровые зоны, - рассказал «АиФ» Валерий Зубенко, замначальника службы безопасности московской подземки. - Они оснащены стационарными рамками металлодетекторов, датчиками радиационного контроля, оборудованием, необходимым для проверки сумок и чемоданов, взрывозащитными контейнерами и т. д. Все обслуживающие эту аппаратуру специалисты прошли обучение. С января по апрель текущего года ими досмотрено более 1 млн пассажиров и порядка 540 тыс. единиц багажа. В результате были обнаружены тысячи опасных предметов: ножи, кинжалы, шашки, травматическое оружие и др. В таких случаях решение о законности ношения и провоза в метрополитене подобных вещей принимают сотрудники полиции, работающие совместно с нашим персоналом».
Одномоментно в досмотровой зоне можно проверить одного пассажира вместе с багажом. Как правило, на это требуется не более двух минут. На «просвет» рюкзаков и баулов - ещё секунд 40. За первые месяцы текущего года зарегистрировано 2074 попытки проноса опасных предметов. Всего за день процедуре досмотра подвергаются около 16 тыс. человек. «Если мы видим, что при проходе рамки детектор показывает наличие у пассажира большого количества железных вещей, то останавливаем его. Так же обстоит дело с датчиком радиационного контроля, сигнал с которого подаётся к нам на пульт, - объяснил сотрудник службы безопасности на ст. м. «Курская». - Кроме того, мы обращаем внимание на людей с большими, тяжёлыми сумками и на личностей, ведущих себя подозрительно. Некоторые, к примеру, пытаются пройти мимо металлоискателя через пространство, оставленное специально для людей с кардиостимуляторами. Неоднократно, осматривая пассажиропоток, я наблюдал, как желающий войти в вестибюль человек, столкнувшись со мной взглядом, разворачивался и быстро ретировался. К сожалению, по закону мы не имеем права преследовать или задерживать кого-либо силой. Закон предоставляет сотрудникам службы безопасности официальную возможность досмотра пассажиров и проведения с ними собеседования. Если гражданин не соглашается проходить эти процедуры, его не пустят в метро».
Незримый бой
Ясно, что досмотровые зоны, на которые из бюджета выделено более 7 млрд руб., в первую очередь призваны перекрыть вход в подземку террористам, пытающимся подложить взрывное устройство, и смертникам. Однако появление умной техники, помноженное на качественную работу правоохранительных органов, положительно отразилось и на криминальной обстановке в метрополитене.
По моим наблюдениям, в каждом вестибюле сегодня находится от двух до четырёх секьюрити метрополитена. В настоящее время прошедшие строгий отбор соискатели на эти должности заканчивают профессиональную подготовку и знакомство с аппаратурой. К 1 июля штат службы безопасности будет полностью укомплектован. И столичное метро станет не только самым красивым, но и одним из самых безопасных в мире.