В каком случае самозапрет на кредиты не спасет от мошенников?
С 1 марта 2025 года на портале «Госуслуги» действует функция установки самозапрета на заключение кредитных договоров. Это значит, что никто не сможет взять кредит или заем на ваше имя — ни вы, ни мошенники. Если финансовая организация заключит договор с человеком, у которого установлен запрет, он не будет нести за него ответственность. В данном случае все обязанности по выплате кредита перейдут к финансовой организации. В каком случае самозапрет на кредиты не спасет от мошенников — читайте в справке aif.ru.
Как мошенники обманывают с помощью самозапрета на кредит?
Самозапрет на кредиты устанавливается самостоятельно в личном кабинете «Госуслуг». Нельзя подключить ограничение другому человеку. Также в этом процессе не может быть посредников, которыми часто пытаются выступить мошенники. Представляясь сотрудниками «Госуслуг», представителями Бюро кредитных историй, службой поддержки банков, они могут предлагать помощь в подключении или, наоборот, отключении самоограничения, якобы оформленного по технической ошибке. Преступниками уже разработано несколько схем обмана, используя тему самозапрета на заключение кредитного договора.
Они могут прислать, якобы для подключения услуги, ссылку на фишинговый сайт или запросить код из SMS, который обеспечит им вход в аккаунт жертвы на «Госуслугах». Поддавшись под влияние мошенников, от потери средств человека не спасет и установленное ограничение на кредиты.
В каком случае самозапрет на кредит не убережет от мошенничества?
На этот вопрос aif.ru ответила юрист, директор юридической компании «Прецедент» Елена Никоненкова:
— Самозапрет на получение кредита не спасет, если жертва длительное время находится под влиянием мошенников. В таком случае человек сам может отключить услугу. Либо, если преступники получили доступ к «Госуслугам», то они могут снять ограничение от имени жертвы. Смысл самозапрета — это предоставление времени на раздумья и защита от «грубого» мошенничества с подделкой паспортов и неправомерными действиями сотрудников финансовой организации.
Главная рекомендация — это не совершать необдуманных поступков, включать критическое мышление, которое очень быстро снимает все вопросы о «безопасных» счетах, звонящих сотрудниках ФСБ и других ведомств, советует юрист.
— Но есть ряд категорий населения, которым такие навыки применить сложно — это дети, пенсионеры, люди в подавленном состоянии и с нервными расстройствами, поэтому за них включить критическое мышление должны родственники или близкие. Постоянно беседовать, разъяснять, развешивать записки и памятки, устанавливать на телефон различные средства защиты, а в крайних случаях — устанавливать опеку, например, если пенсионер не способен отличить правду от вымысла, — рекомендует Елена Никоненкова.