Примерное время чтения: 8 минут
19007

Телефонные мошенники. Положите трубку и сами позвоните оператору

В прошлом году телефонным и интернет-мошенникам удалось завладеть почти 16 млрд рублей со счетов своих жертв. По данным некоторых экспертов, в день они делают по 10-15 млн звонков. А значит, каждый из нас — их потенциальная жертва. Как не попасться на удочку и защищают ли нас операторы связи? 

Директор по управлению уровнем фрода компании «ВымпелКом» Пётр Алфёров ответил на вопросы читателей «АиФ», заданные ему в ходе «горячей линии».

Что ответить мошеннику?

Что ответить, если в ходе разговора стало понятно, что это мошенник? И стоит ли вообще с ним разговаривать?

Ольга Верёвкина, Пермь

— Лучше всего просто положить трубку, но если уж начали разговаривать, то ни в коем случае не сообщайте никакие личные данные, коды из СМС и пароли. Целью злоумышленников, как правило, является кража денег, поэтому будьте бдительны и не ведитесь на провокации — лучше положите трубку и сами позвоните в банк или своему оператору. Номер телефона оператора можно найти на его сайте, а номер банка указан на обратной стороне вашей карты. По номеру, с которого вам звонили, перезванивать не пытайтесь.

Имейте в виду, что после попытки прервать разговор мошенник наверняка постарается усилить давление на вас и запугивание. Поэтому надо уверенно и быстро прекратить общение. 

Есть ли случаи задержания или осуждения телефонных мошенников?

Иван Данилов, Московская область

— Мы такую статистику не ведём, но уверен, что правоохранительные органы активно работают в этом направлении. 

Категорические «нельзя»

Чего категорически нельзя делать, если мошенники, позвонив, втянули вас в разговор?

Татьяна Кравчук, Ростов-на-Дону

— Как я уже говорил, лучше в такие разговоры не втягиваться. Но если уж не получилось — вы начали общаться с мошенником и осознаёте это, то да, есть категорические «нельзя».

Во-первых, нельзя сообщать личные данные: номер банковской карты, срок её действия, CVV-код, коды из СМС, пароли для входа в интернет-банкинг и другие конфиденциальные сведения.

Во-вторых, переводить деньги на неизвестные счета: даже если мошенники утверждают, что это поможет «предотвратить несанкционированный доступ к вашему счёту» и вернуть украденные средства.

В-третьих, нельзя устанавливать подозрительные приложения или переходить по ссылкам, которые присылают мошенники.

В-четвёртых, ни в коем случае нельзя выполнять инструкции, требующие немедленных действий: например, срочно заблокировать свою карту, «чтобы предотвратить кражу средств», или предоставить доступ к своему устройству для «проверки безопасности».

Кроме того, нельзя доверять информации, которую предоставляют мошенники: всегда проверяйте достоверность сведений, обращаясь напрямую в банк или государственные службы.

Ну а вообще, на звонки с незнакомых номеров лучше не отвечать. А если вы подозреваете, что звонок может быть мошенническим, то положите трубку и свяжитесь с банком или службой поддержки своего оператора. Номер телефона оператора можно найти на его сайте, а номер банка указан на обратной стороне вашей карты. 

Куда звонить или писать, если попал под влияние мошенников?

К. П. Голованов, Рязань

— Для таких случаев у билайна, например, есть «Группа быстрого реагирования». Это часть контактного центра поддержки, созданная для обеспечения информационной безопасности, экстренной и фокусной помощи клиентам. 

Если человек понял, что оказался под воздействием злоумышленников, он может обратиться в эту группу (по номеру 0611 или в чате мобильного приложения), и ему постараются помочь не боты, а реальные люди. 

Как защищает оператор?

Что билайн предпринимает, чтобы оградить своих абонентов от звонков мошенников?

Рустам Исаев, Чеченская Республика

— Чтобы защитить своих абонентов, мы используем современные технологии, в том числе собственные разработки. Применяем разные превентивные меры при разной вероятности обнаружения мошеннического звонка. В случае, когда мы с высокой вероятностью (близкой к 100%) определяем мошеннический звонок, уверенно блокируем его, активируем «купол безопасности», который позволяет охладить атаку злоумышленников и остановить все подозрительные звонки. Для повышения бдительности абонента отправляем ему СМС.

При этом звонки от устойчивых контактов продолжают доходить. 

Исходящая связь остаётся доступной в полном объёме, то есть можно поговорить с родственниками или совершить проверочные обратные звонки. Также мы информируем банк, и на его стороне тоже выстраивается защита клиента. 

В ситуации, когда мошенники используют новый номер, по которому ещё невозможно принять уверенное решение, мы выводим информацию на экран телефона клиента с текстом: «Возможно, спам», «Подозрение на мошенничество», «Международный звонок». То есть звонок проходит, но бдительность абонента повышается, и он сам принимает решение, стоит ли брать трубку. 

Для защиты от мошеннических атак в мессенджерах требуются дополнительные настройки телефона и подключение бесплатной услуги «Виртуальный помощник», который может записать все подозрительные звонки. Кроме того, мы внедряем дополнительные способы защиты цифровой личности абонента и при мошеннической атаке ограничиваем возможность смены пароля в нашем приложении.

Обеспечить безопасность клиентов помогают и такие сервисы, как «Защита от замены SIM», «Облако билайн», «Семья рядом», защита от несанкционированного доступа к детализации звонков, а также возможность общаться в мессенджерах и пользоваться навигацией даже при нулевом балансе. 

Для корпоративных клиентов мы разработали сервис «Этикетка». То есть вместе со звуковым вызовом и номером звонящего на экране телефона может отображаться (после предварительной модерации) и дополнительная информация. Например, название или сфера деятельности организации. 

Вообще, все процессы защиты мы выстраиваем по принципу antifraud by design: если есть минимальная возможность помочь клиенту, то это необходимо сделать немедленно без навязывания дополнительных сервисов и услуг. Анализируем аномалии, создаём дополнительные периметры защиты, а также выстраиваем обмен информацией с банками и госучреждениями для обеспечения межотраслевой защиты.

Сим-карта с улицы

Почему нельзя покупать сим-карту на улице?

Ильяс Мангушев, Татарстан

— Покупать сим-карту на улице не рекомендую по многим причинам. Прежде всего потому, что такие сим-карты могут быть поддельными или принадлежать другим людям. А мошенники подчас используют их для кражи личных данных или финансовых средств. 

Вообще, продажа сим-карт без оформления необходимых документов является незаконной деятельностью. Таким образом, покупая сим-карту на улице, вы можете стать соучастником преступления.

Если сим-карта оформлена на другого человека, то при её использовании вы можете потерять важные данные — такие, как контакты, сообщения и фотографии.

Кроме того, приобретая сим-карту на улице, вы не получаете никаких гарантий от продавца. Это означает, что в случае возникновения проблем с подключением или обслуживанием будет сложно добиться возмещения ущерба или замены сим-карты.

Такие сим-карты часто не регистрируются должным образом. Это может привести к блокировке номера или другим проблемам с использованием мобильной связи.

К тому же могут последовать и финансовые потери. К примеру, мошенники взяли с вас предоплату за сим-карту, которая в итоге оказалась нерабочей.

Чтобы избежать этих рисков, рекомендую приобретать сим-карты в официальных салонах связи или интернет-магазинах. Со стороны оператора создано множество способов удобного и безопасного подключения. Сайты с доставкой (маркетплейсы), eSIM (если телефон поддерживает, то можно, не дожидаясь курьера, подключиться в течение нескольких минут), сим-карта саморегистрации (её можно забрать в гипермаркете и внести свои данные самостоятельно, подтвердив их с помощью Госуслуг) и, наконец, офисы, в которых, помимо покупки симки, можно лично пообщаться с представителем компании и получить дополнительные рекомендации по использованию услуг и телефонов. 

Можно ли как-то проверить сим-карту, купленную на улице?

А. Касьян, Краснодарский край 

— Манипуляции с сим-картой и информация по ней доступны только в том случае, если она оформлена на ваши паспортные данные. Если же вы купили её на улице и не оформили, как следует по закону, то информацию по ней вы получить не сможете. 

Чтобы узнать, оформлена ли сим-карта на вас, можно позвонить в контактный центр оператора или обратиться в его офис с документом, удостоверяющим личность.

Если уличные сим-карты «левые», то почему они работают?

Ольга Дорохова, Липецк

— Часто уличные сим-карты регистрируются на подставных лиц или на фирмы-однодневки. Это позволяет мошенникам использовать чужие данные для их активации и подключения услуг связи. Однако использовать такие сим-карты опасно, и мы рекомендуем покупать их только в салонах связи или специализированных точках продаж. 

Сегодня ведётся активная работа в части совершенствования законодательства в этой сфере, разрабатываются дополнительные цифровые решения на уровне государства, которые в перспективе помогут полностью решить проблему «серых» сим-карт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах