Примерное время чтения: 4 минуты
861

Пять правил. Эксперт раскрыла, как защититься от мошенников на маркетплейсах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Волновой эффект 17/04/2024

Онлайн-покупки становятся все популярнее среди россиян. Шопинг, не выходя из дома, удобен, а ассортимент интернет-магазинов почти безграничен. Но за преимуществами скрывается угроза — мошенники проникли и в сферу электронной торговли, число кибер-преступлений постоянно растет. Как не попасть в лапы злоумышленников, совершая покупки на маркетплейсах, специально для aif.ru рассказала юрист, арбитражный антикризисный управляющий Юлия Верховцева.

В прошлом году покупки на маркетплейсах как минимум один раз совершили 71% россиян, а объем трат в интернет-магазинах по сравнению с 2022 годом вырос в 1,5 раза. Большие деньги неизменно притягивают внимание преступников, по данным МВД, в 2023 году количество кибер-преступлений выросло по сравнению с 2022 годом на 29,7%.

Бдительность поможет защититься от кибер-преступников, но советы специалистов будут тоже далеко не лишними.

Чтобы, покупая товары на маркетплейсах, не стать жертвой мошенников, нужно соблюдать пять простых правил, считает Юлия Верховцева. «Самым простым, но в то же время эффективным является использование сложных паролей, которые нужно периодически менять, — советует эксперт. — На разных сервисах должны быть разные пароли и логины, иначе при взломе или утечке данных можно нарваться на серьезные последствия. Часто мошенники проверяют на всех сайтах и сервисах украденный в одном аккаунте пароль, уникальные пароли защитят персональную информацию от злоумышленников».

Кроме того, при осуществлении онлайн-операций нужно пользоваться только безопасными сетями Wi-Fi. «Общедоступные или ненадежные сети могут быть уязвимы к кибер-атакам, в том числе к перехвату данных. Мошенники могут создавать поддельные точки доступа или использовать технику подбора паролей, чтобы получить доступ к вашим личным данным. Лучше всего при онлайн-покупках использовать домашнее подключение или заранее известные и проверенные сети», — уверена Верховцева.

Третье правило предписывает общение с представителями магазина только на официальном сайте или в приложении. «Если необходимо обсудить какие-то детали с представителем магазина, никогда не делайте этого в сторонних приложениях или мессенджерах. Маркетплейсы имеют защиту от мошенничества, что включает проверку продавцов, регулярное обновление безопасности и механизмы обратной связи от покупателей, которые помогают выявлять и предотвращать потенциальные мошеннические схемы», — знает эксперт. Перейдя с официального чата торговой платформы на общение с продавцом через мессенджер, есть риск, что, оплатив покупку по полученной ссылке, вы не получите товар, а вернувшись на платформу, часто жертвы мошенников обнаруживают, что профиль продавца удален и его объявление неактивно.

Не переходить по подозрительным ссылкам при онлайн-шопинге является четвертым правилом. «Такие ссылки могут приходить после покупки на вашу электронную почту якобы от официального продавца, — предупреждает Верховцева. — При получении такого письма нужно насторожиться, так как это может быть попытка фишинга (поддельный сайт официального бренда). Проверяйте отправителя сообщения, фишинговые сайты могут быть точной копией оригинального сайта известной марки, причем мошенники заманивают жертв огромными скидками на предлагаемый товар. Оплачивая „покупки“ на таком сайте, вы просто перечисляете деньги злоумышленникам».

В качестве пятого правила можно посоветовать использовать для онлайн-шопинга виртуальные карты, их предоставляют многие банки. «Это позволяет ограничить доступ к средствам на вашем основном счете, — объясняет Верховцева. — На виртуальную карту можно перевести только ту сумму, которую вы намерены использовать немедленно для конкретных заказов. В случае взлома аккаунта или утечки информации мошенники не смогут осуществить покупку, поскольку на виртуальной карте не будет достаточно средств. Также они не смогут получить доступ к основным счетам или дебетовым картам».

Ранее Юлия Верховцева специально для aif.ru объяснила, как поступать в случае, если маркетплейс отказывается возвращать деньги за доставленный бракованный товар.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах