Тюбинг, или «ватрушка», — несомненный символ зимнего веселья, но одновременно — один из главных источников детского травматизма. Разгоняясь до 80 км/ч, казалось бы, безопасный зимний «снаряд» рискует стать неуправляемым... и в некоторых случаях угодить прямо под колеса автомобиля. Речь о тех ситуациях, когда местом для катания дети и взрослые выбирают рукотворные горки вблизи проезжей части...
Когда «ватрушка» — не игрушка
Тюбинг, или, как его часто называют, «ватрушка», благодаря своей конструкции и минимальному коэффициенту трения способен развивать на склоне очень высокую скорость. Это его главное достоинство для любителей острых ощущений и главный недостаток, с точки зрения безопасности, в том числе дорожной. На льду или укатанном снегу скорость скольжения становится практически неуправляемой. В отличие от санок или снегоката, на тюбинге невозможно маневрировать или эффективно затормозить ногами. Он движется туда, куда его несут уклон и инерция.
«При „выезде“ на проезжую часть ребенок на „ватрушке“ превращается в неуправляемый снаряд, столкновение которого с автомобилем неминуемо приведет к очень тяжелым последствиям. Мы настоятельно рекомендуем родителям выбирать для катания на тюбингах исключительно специально подготовленные склоны вдали от дорог, водоемов и деревьев», — объясняет начальник отдела пропаганды Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич.
Эта «неуправляемость» усугубляется в разы, когда речь идет о самодельных горках. Такие спуски обычно формируются стихийно — во дворах, на пустырях, в парках — без какого-либо инженерного расчета и ограждений. Их траекторию определяет естественный рельеф местности, который очень часто выводит спуск прямо к тротуару или, что в разы страшнее, на проезжую часть.
По мере использования горка становится более ледяной и, следовательно, более быстрой. Ребенок, разогнавшись, просто не успевает или не имеет физической возможности остановиться в конце спуска, особенно если на пути возникает неожиданное препятствие или траектория резко меняется. Кроме того, снег маскирует реальные опасности у подножия горки: это могут быть бордюры, канализационные люки, корни деревьев, строительный мусор. Столкновение на скорости гарантированно приводит к ушибам, переломам и черепно-мозговым травмам.

Комментарий госавтоинспекции
Сергей Хранцкевич, полковник полиции, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России
«Ежегодно мы фиксируем десятки случаев, когда дети, катаясь с несанкционированных горок, выезжают на проезжую часть и попадают под колеса транспортных средств. Водитель, даже соблюдающий скоростной режим, не в состоянии мгновенно среагировать на внезапно появившегося на дороге ребенка, особенно в условиях зимней скользкой дороги. Сотрудники Госавтоинспекции регулярно выявляют подобные опасные объекты и оперативно принимают меры по их ликвидации или организации безопасного спуска. К делу важно подключиться управляющим компаниям и родительской общественности».

За что отвечают родители?
Безопасность детей — прямая обязанность родителей, опекунов и педагогов. Разрешая или поощряя катание в опасных местах, взрослые несут не только моральную, но и, в случае наступления последствий, юридическую ответственность.
Законодательство Российской Федерации четко регламентирует вопросы безопасности. В случае организации горки, создающей угрозу для детей, или попустительства ее использованию, могут быть применены нормы административного права. Если же недосмотр приводит к причинению вреда здоровью ребёнка, наступает уголовная ответственность по соответствующим статьям Уголовного кодекса (например, ст. 109 «Причинение смерти по неосторожности» или ст. 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности»).
«Согласно правилам дорожного движения, играть вблизи проезжей части строго запрещено. Родители или иные законные представители, допустившие нахождение ребенка в опасной зоне, могут быть привлечены к административной ответственности. Мы призываем взрослых не просто запрещать, а объяснять детям, почему нельзя кататься с горок, выходящих на дорогу. Важно предлагать безопасную альтернативу — организовывать досуг на специализированных зимних площадках», — отмечают в Госавтоинспекции.

Альтернатива и превентивные меры
Борьба с опасными развлечениями не должна сводиться только к запретам. Она требует создания доступной и привлекательной альтернативы.
Первая из них — создание безопасной инфраструктуры. И здесь в дело должны вступить муниципальные власти — планировать и обустраивать в каждом микрорайоне безопасные ледяные горки и снежные склоны. Они должны иметь правильный, не чрезмерно крутой уклон, длинную и безопасную зону для торможения, надежные ограждения по бокам и в конце спуска. И, конечно, освещение в темное время суток.
Родителям перед началом зимних каникул необходимо лично проверить все места, где планирует играть ребенок. Разрушить или оградить стихийные горки во дворе. Обеспечить детей защитной экипировкой (шлемами, налокотниками, наколенниками) для активных зимних видов отдыха. Наконец, четко оговорить правила и границы, объяснив последствия их нарушения. А еще можно заглянуть ребенку в телефон — соцсети переполнены роликами, где подростки и взрослые катаются на тюбингах за автомобилями. Романтизация такого отдыха без демонстрации последствий формирует у молодого поколения искаженное восприятие риска. Потому без разъяснительной беседы с ребенком тут не обойтись.
В школах и детских садах сотрудники Госавтоинспекции в сезон обычно проводят тематические уроки безопасности, где в доступной форме разъясняют риски, показывают примеры безопасного отдыха и обучают правильному поведению. Автоинспекторы зимой усиливают патрулирование вблизи потенциально опасных мест — пустырей, парков, дворовых территорий, прилегающих к дорогам. Активно взаимодействуют с управляющими компаниями по оперативной ликвидации опасных горок.

Тюбинг на буксире
Помимо стихийных горок, есть и другая, не менее опасная проблема, которая регулярно попадает в сводки Госавтоинспекции и новостные хроники, — буксировка тюбинга за автомобилем, квадроциклом или снегоходом. В погоне за острыми ощущениями и длительным катанием взрослые и подростки сознательно выводят зимнее развлечение на проезжую часть, превращая его в смертельно опасный аттракцион. Эта забава кажется захватывающей, но на деле нарушает все мыслимые правила безопасности. Водитель, буксирующий «ватрушку», не может адекватно оценить ситуацию позади автомобиля. И вот почему:
- Ограниченный обзор и контроль. Водитель сосредоточен на дороге впереди, не видя, что происходит с человеком на тюбинге сзади.
- Непредсказуемость траектории. На скользкой дороге тюбинг начинает «вилять», его может закрутить, выбросить на встречную полосу или под колеса другого транспорта.
- Отсутствие тормозов и защиты. Человек на тюбинге абсолютно незащищен. При резком маневре, торможении или столкновении автомобиля он получит тяжелейшие травмы, будучи выброшенным как снаряд на асфальт, в бордюр, дерево, столб или на другой автомобиль.
Особую опасность представляет популяризация таких «забав» в соцсетях. Ролики, где люди весело катаются за автомобилем, часто монтируются без показа реальных последствий и создают у подростков искаженное восприятие действительности. Крайне важно, чтобы родители контролировали окружение ребенка в реальной жизни и обсуждали с ним контент, который он смотрит в интернете, разъясняя трагические исходы таких «трюков».
Водитель, буксирующий тюбинг, часто не отдает себе отчета, что в случае травмы или гибели человека он понесет не административную, а уголовную ответственность по статье 109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности) или статье 118 УК РФ (Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).
Для пешехода (катающегося) старше 16 лет, который выкатывается на проезжую часть, может быть применена часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД пешеходом или иным участником дорожного движения»), что грозит штрафом в 800 рублей.
Организация несанкционированной горки, выходящей на проезжую часть, может быть расценена как создание помех в движении транспорта (ст. 12.33 КоАП РФ).
Катание на тюбинге — это всегда элемент риска из-за высокой скорости и невозможности контролировать траекторию. Каждая поездка — это ускорение с «нуля» до серьезных показателей, где любое препятствие или неожиданный поворот могут привести к падению. Поэтому защитный шлем, закрывающий голову, является не рекомендацией, а жизненно необходимым элементом безопасности для каждого, кто садится на «ватрушку».
Материал создан в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Инфраструктура для жизни».