Примерное время чтения: 5 минут
7410

Корпорация вечна. Свидетели грязных тайн по делу «Боинга» мрут как мухи

Боинг 737 MAX-10
Боинг 737 MAX-10 Reuters

История, связанная с нарушениями в корпорации «Боинг», приобрела черты классического криминального детектива. Те, кто смеет нарушить «омерту» — кодекс молчания членов мафии, — уходят из жизни при весьма своеобразных обстоятельствах.

Внезапная инфекция

Как сообщает издание Seattle Times, в США скончался 45-летний Джошуа Дин, бывший одним из информаторов по делу о злоупотреблениях «Боинга».

Дин работал аудитором качества у поставщика Boeing, компании Spirit AeroSystems, откуда был уволен весной 2023 года.

Погибший утверждал, что был свидетелем систематических производственных дефектов у деталей модели 737 MAX, о чем докладывал руководству, однако его сигналы игнорировались.

Тогда мужчина подал жалобу в Федеральное управление гражданской авиации, где изложил известные ему факты. Также он давал показания в рамках иска к акционерам компании.

Как пишут журналисты, Дин не имел хронических недугов и вел здоровый образ жизни. Он проживал в Уичито, штат Канзас, где расположен завод Spirit AeroSystems.

Около двух недель назад мужчину поразила бактериальная инфекция, вызвавшая проблемы с дыханием, а затем отказ органов. Врачи оказались бессильны ему помочь.

Выстрел в период дачи показаний

Дин стал вторым информатором по делу «Боинга», который ушел из жизни в течение последних двух месяцев. В марте мертвым был найден бывший инженер корпорации «Боинг» Джон Барнетт.

Тело 62-летнего мужчины было обнаружено в автомобиле на парковке отеля. По версии следствия, мужчина погиб от ранений, которые «нанес сам себе».

Барнетт погиб в период, когда он давал показания следователям и адвокатам фирмы «Боинг» по делу о нарушениях на авиапроизводстве. На очередной допрос он не явился, после чего мужчину нашли мертвым.

Барнетт работал в корпорации «Боинг» 32 года. В 2010 году он стал инженером по контролю качества на заводе в Северном Чарльстоне, где производят 787 Dreamliner, проработав в этой должности семь лет, до выхода на пенсию.

Джон Барнетт.
Джон Барнетт. Фото: соцсети

Практика катастроф

В 2019 году было объявлено о приостановке эксплуатации лайнеров Boeing 737 MAX. Это произошло после двух авиакатастроф. 9 октября 2018 года авиалайнер Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air, выполнявший внутренний пассажирский рейс JT-610 по маршруту Джакарта — Панкалпинанг, упал в Яванское море через 13 минут после взлета. Погибли 189 человек (181 пассажир и 8 членов экипажа).

10 марта 2019 года авиалайнер Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines, совершавший пассажирский рейс ET302 из Аддис-Абебы в Найроби, потерпел катастрофу через шесть минут после взлета. Погибли 157 человек (149 пассажиров и 8 членов экипажа).

В ходе расследования было установлено, что в инструкциях авиакомпании не было подробной информации, связанной с нюансами систем управления Boeing 737 MAX.

Барнетт в 2019 году решил рассказать журналистам о том, чему был свидетелем сам. По его словам, на производстве «Боинга» в Южной Каролине рабочие устанавливали на самолеты некачественные детали, а также кислородные маски для пассажиров с различными дефектами.

Также Барнетт сообщал, что это делалось для того, чтобы обеспечить сроки сдачи готовых самолетов, а нарушения носили систематический характер. Инженер, например, утверждал, что каждая четвертая кислородная маска на борту «Боинга» может находиться в нерабочем состоянии.

Также погибший говорил, что подобный порядок вещей поощрялся менеджерами компании, а все предупреждения игнорировались.

«Это был лишь вопрос времени, когда с “787-м” произойдет что-то серьезное», — говорил Барнетт журналистам в 2019 году.

Многочисленные нарушения

«Боинг» категорически отвергал все заявления Барнетта, утверждая, что процесс производства находится под жестким контролем. Однако расследование Федерального управления гражданской авиации США обнаружило правоту Барнетта. Счет нарушений на производстве «Боинга» идет на десятки.

Как сообщал The New York Times, за шесть недель Федеральное управление гражданской авиации США провело 89 проверок производства корпорации «Боинг», 33 из которых дали негативный результат.

Среди самых вопиющих случаев отмечены замена смазки для подгонки деталей жидким мылом, а также использование гостиничной ключ-карты для проверки уплотнителя дверей при его установке.

Устранение недостатков. Или свидетелей?

Spirit AeroSystems, в которой работал Дин, — дочерняя фирма «Боинга», ставшая независимой в 2005 году. Как утверждают специалисты, разделение производилось ради экономии средств.

Однако итогом процесса со временем стало снижение качества и ослабление контроля за производством, которое обернулось критическими нарушениями.

Сейчас «Боинг» намерен купить Spirit AeroSystems для возвращения контроля над процессами. Однако для начала корпорации необходимо разобраться с выявленными нарушениями, которые измеряются не только миллиардными убытками, но и утратой доверия к продукции.

Ни для кого не секрет, что «Боинг» заинтересован в скорейшем сворачивании расследования. Смерть людей, которые были готовы свидетельствовать против авиагиганта, на руку корпорации.

Впрочем, в США предлагают не делать поспешных выводов. Особенно в вопросах, которые касаются «Боинга».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах