Код на бутылке
30 ноября 2022 г. Правительство РФ приняло постановление об обязательной маркировке пива. Документ был опубликован на портале правовой информации.
Разные виды упаковки пива будут «оцифрованы» к разным срокам. Маркировка пива в кегах, которое идет в бары и магазины разливного пива, станет обязательной с 1 апреля 2023 г. С 1 октября 2023 г. начнется обязательная маркировка стеклянных и пластиковых бутылок. Все остальные форматы будут маркировать с 15 января 2024 г.
Код на каждом товаре будет содержать всю информацию о нем. Каждый житель страны при помощи приложения национальной системы маркировки «Честный знак» сможет проверить легальность своего пива и убедиться, что оно произведено не подпольно и не нанесет вреда здоровью.
Доверяй, но проверяй
«Пивная отрасль — одна из самых проблемных с точки зрения качества и производства неучтенных объемов продукции, — говорит председатель общественной организации “Национальный союз защиты прав потребителей” Павел Шапкин. — Например, “псевдопивные” напитки представляют собой смесь ароматизаторов, красителей, воды и объемное содержание спирта неизвестного происхождения от 6% до 7% (“Джин-тоник”, “Апельсиновый”, “Виноградный” и подобные). Такие напитки производятся и реализуются без лицензий. Разливное пиво продается повсеместно, его оборот практически не контролируется, и оно может содержать генно-модифицированные дрожжи, плесени и бактерии группы кишечной палочки, способные вызывать острые кишечные инфекции и хронические проблемы со здоровьем».
Примерно 80% всей реализуемой в России алкогольной продукции по объему приходится на пивоваренную. По данным исследователей из Высшей школы экономики, доля незаконного оборота пива и пивных напитков выросла с 11,3% в 2019 г. до 16,6% в 2021-м.
Полезно и выгодно
«Распространение некачественной и контрафактной продукции — серьезная проблема как для потребителей, так и производителей, — считает Шапкин. — Она не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и даже физический ущерб потребителю. Желательно контролировать процесс производства и оборота пива и пивных напитков, начиная с сырья, заканчивая конечными точками сбыта».
Кстати, маркировка пива не только полезна для потребителей, но и выгодна для региональных бюджетов. Сегодня, по оценкам Шапкина, из-за нелегального производства пива регионы недополучают в бюджет около 100 млрд рублей.
От контрафактного товара страдают и честные пивовары. Они теряют прибыль из-за демпинга со стороны продавцов «левого» пива, с которого не уплачивается акциз. Когда нелегальное пиво уйдет с прилавков, жить от этого станет легче и потребителям, и производителям, и властям. Собственно говоря, для этого и вводится поэкземплярный учет пивоваренной продукции.
Кстати
- За 1 полугодие текущего года в России произвели 4,1 млрд л пива.
- В 2022 г. размер акциза на пиво крепостью до 8,6% составлял 24 рубля с 1 л. Для более крепких сортов акциз был равен 45 рублям. На 2023 г. предусмотрено повышение акциза до 25 и 47 рублей соответственно.
- После введения обязательной маркировки пива в Белоруссии в 2005 г. объем легального производства вырос на 22,2%. Маркировка пива применяется в Азербайджане, Грузии, Албании, Бразилии, Непале, Малайзии, Марокко, Турции.