Как мошенники обманывают, используя сайты-двойники портала госуслуг?
Злоумышленники начали использовать фальшивые сайты-двойники, фишинговые ссылки в электронных письмах и звонки на мобильные телефоны для мошенничеств, связанных с порталом «Госуслуги». Свои сообщения преступники могут рассылать в соцсетях, например предлагая воспользоваться господдержкой в связи с коронавирусом или помощью с оформлением различных выплат.
Как работает мошенническая схема?
Преступники создают сайт, который внешне напоминает портал госуслуг. Он выполнен в аналогичном дизайне, с такими же кнопками в меню и даже похожим адресом. Но отличия все же есть. Как заявил агентству «Прайм» консультант Центра информационной безопасности IT-компании Александр Рогозин, злоумышленники используют в адресе сайта дополнительные символы и буквы. Например, адрес может быть g0suslugi.ru или gosulugl.ru.
Мошенники также могут прислать на почту письмо с примерно таким содержанием: «Новая акция от госуслуг: выплаты всем гражданам в связи с коронавирусом» — и добавить к нему ссылку, по которой просят перейти и оставить данные, чтобы могли перечислить деньги. Если перейти по ссылке, на компьютер может попасть вирус. Так злоумышленники получат доступ к данным банковских карт и персональным данным. Они легко могут оформить на имя своей жертвы СИМ-карту, электронный кошелек или взять кредит.
Как избежать мошеннических уловок?
Всегда следует проверять, действительно ли рассылка либо сообщение пришли от портала госуслуг. Все изменения в законодательстве, размеры выплат и порядок их получения можно узнавать на самом сайте https://www.gosuslugi.ru.
По словам Рогозина, отличить поддельный сайт можно не только по адресу, но и по требованию пройти повторную авторизацию. «Если предварительно был осуществлен вход на портал в соседней вкладке браузера, то переход по официальной ссылке на сайт госуслуг не должен требовать повторной авторизации. В противном случае это свидетельствует о том, что вы имеете дело с поддельной страницей», — заявил специалист.
Получив любое сообщение, обратите внимание на адрес отправителя. Обычно почтовые сервисы помечают проверенные адреса замочками, но это не всегда является гарантией. Официальные письма с портала приходят с адреса no-reply@gosuslugi.ru.
Не называйте и не давайте в переписке никаких реквизитов, номеров карт и паролей. Помните, что в официальной переписке у вас могут попросить только номер заявки, чтобы проверить ее статус на госуслугах.
Также никогда не сообщайте по телефону личных данных, паролей и номеров банковских карт. Настоящие сотрудники госуслуг не попросят вас делать тестовые переводы денег, диктовать им код из СМС. Официальный номер службы поддержки госуслуг — 8 800 100-70-10, официальный номер, с которого приходят СМС — 0919.