Телефонные мошенники освоили новую личину для того, чтобы обманывать граждан: теперь они представляются не только «сотрудниками Центробанка», «службой безопасности коммерческих банков» или «сотрудниками МВД», но еще и «Росфинмониторингом». О том, что такое ведомство в России в принципе существует, знают меньше половины граждан, показал экспресс-опрос журналистов aif.ru. Но, видимо, солидность названия позволяет злоумышленникам возлагать на него большие надежды.
В самом Росфинмониторинге пока сообщают о двух случаях таких посягательств. В одном случае дама поверила звонившим и перевела им 600 тыс. рублей. В другом финал оказался более радостным. Мужчине направили «гарантийное письмо Росфинмониторинга» и хотели получить от него 140 тыс. рублей, но бдительный гражданин усомнился и сам позвонил настоящим финансовым разведчикам — хотел получить подтверждение. В этот раз афера была пресечена.
«Злоумышленники звонят гражданам, представляются сотрудниками Росфинмониторинга (или “передают” им трубку) и сообщают о каких-либо манипуляциях с деньгами или счетами — несанкционированных переводах, получении кредита на их имя, “заморозках” и так далее, — рассказали финансовые контрразведчики. — При этом “инспекторы Росфинмониторинга” под разными предлогами просят собеседников передать конфиденциальные данные, совершить платежи по предоставленным реквизитам».
Для самые недоверчивых потенциальных жертв у мошенников заготовлены сканы поддельных удостоверений сотрудников Росфинмониторинга, ведомственных документов, фиктивные бланки и другая липа. Все эти бумаги псевдосотрудники готовы в любой момент выслать в мессенджер, чтобы создать видимость своей легитимности. На документе даже может быть размещен QR-код с зашитой в нем ссылкой на официальный сайт ведомства.
Как разъяснили в ЦБ РФ и МВД, пострадавшим от банковских мошенников, которые сами отправили им деньги, сообщили коды из СМС или другие данные, получить компенсацию потерянных средств намного сложнее, чем при тайном хищении. Ведь люди фактически сами распорядились своими финансами или раскрыли конфиденциальную информацию, которую по условиям договора с банком обязаны были хранить.
Специалисты по финансовой безопасности напоминают: сотрудники Центробанка, служб безопасности коммерческих банков, МВД, Росфинмониторинга и других ведомств никогда сами первые не звонят гражданам по телефону, тем более с незнакомых номеров. Даже СМС-сообщение, полученное с номера «900», которым пользуется один очень известный в стране банк, не дает оснований верить собеседнику. Просто потому, что цифра это не «900», а «9ОО» (девять и две буквы О), в спешке заметить отличие в графике символов может быть непросто. Если вдруг по какой-то причине сотрудник банка или органа власти все-таки сам по собственной инициативе свяжется с гражданином по телефону, он никогда не будет требовать сообщать ему никаких данных: фамилию, имя, отчество, номера документов и карт или телефона, секретных кодов или цифр из СМС-сообщений. И уж тем более никогда не попросит срочно взять кредит, оформить перевод или «принять участие в секретной операции по выявлению мошенников» — такие случаи тоже были, челябинскому пенсионеру, например, «помощь в установлении справедливости» обошлась в 6 млн рублей.