10 октября в Москве состоялось открытие пятого сезона Всероссийской акции «Цифровой Диктант». Акция признана самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности. В диктанте, который пройдет до 28 октября, примут участие жители всех регионов России.
Ведущими открытия в формате ток-шоу стали директор РАЭК, идеолог акции Сергей Гребенников и амбассадор RUTUBE, телеведущая, блогер, комик Женя Искандарова. В рамках ток-шоу представители бизнеса и государства рассказали о главных целях проведения акции на этот год и вспомнили успехи прошлого сезона.
С приветственным словом к участникам обратился Евгений Хасин, врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России: «Цифровой Диктант — это не просто тестирование, а значимое мероприятие. Учиться никогда не поздно, и в цифровой грамотности делать это нужно непрерывно, так как развиваются технологии, навыки и возможности. Акция предоставляет уникальную возможность для граждан всех возрастов — от школьников до пожилых людей — для всех, кто занимается цифровой деятельностью, стать грамотнее. Желаю каждому участнику успешного прохождения Диктанта и приобретения нового ценного опыта».
«От Калининграда до Сахалина стартовала Всероссийская акция, а это значит, что каждый сможет проверить себя на знание основ цифровой грамотности. В первые часы с момента открытия акцию прошли уже более 50 тысяч человек. Это отличный результат для старта, который мы будем приумножать. В этом году акцию сможет пройти еще большее количество людей, поскольку сайт проекта адаптирован для людей с ОВЗ. Уверен, что Всероссийская акция „Цифровой Диктант“ сможет помочь в создании безопасного интернет-пространства для каждого пользователя Рунета, детей и взрослых, а также поможет обществу, бизнесу и государству в борьбе с киберугрозами в Сети», — отметил Гребенников.
Открывающее ток-шоу прошло на площадке Авито, генерального партнера Цифрового диктанта. Управляющий партнер Сергей Пивень рассказал, почему для компании важно принимать участие в проектах по повышению цифровой грамотности:
«Первая наша ценность гласит, что все начинается с потребностей пользователя. Потребность в безопасности, как мне кажется, — самая естественная для человека. Авито — очень большая платформа, где на сегодняшний день размещено более 230 млн объявлений. Наша ежемесячная аудитория составляет 70 миллионов человек — это больше половины взрослого населения России. Поэтому, конечно, нам не все равно, что происходит с цифровой грамотностью в нашей стране. Цифровой диктант — важное и нужное дело, и мы очень рады поддерживать его», — отметил спикер.
Уже второй год подряд в рамках акции проводится отдельный диктант для москвичей. К слову, Москва в прошлом году заняла первое место среди регионов по индексу цифровой грамотности, разделив первенство с Республикой Карелия (7,34 балла из 10).
«Впервые вопросы про цифровые сервисы и проекты столицы были включены в диктант в 2023 году. В прошлом сезоне жители Москвы показали высокие результаты, более чем на 14 процентов превысив среднее по стране значение уровня цифровой грамотности. В этом году мы снова подготовили вопросы для участников „Цифрового Диктанта“ из Москвы. Они касаются как тех сервисов, которыми горожане пользуются ежедневно, так и новых уникальных решений, которые только набирают популярность. Особое внимание мы уделяем теме информационной безопасности. Так, благодаря ответам на вопросы москвичи смогут узнать, с помощью каких городских онлайн-проектов можно получить информацию об основах цифровой гигиены», — рассказал Дмитрий Онтоев, советник руководителя департамента информационных технологий города Москвы.
В рамках открытия подключились региональные точки проведения «Цифрового Диктанта»: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Петрозаводск, Астрахань, Нарьян-Мар, Элиста, Ставрополь и другие.
Одним из ключевых стратегических партнеров акции является VK. Компания активно развивает направление кибербезопасности и способствует повышению цифровой грамотности молодежи с помощью образовательных и просветительских инициатив.
«Создавая наши продукты и сервисы, мы стремимся к обеспечению максимально комфортного и безопасного пространства для взаимодействия пользователей. Больше года назад мы внедрили технологию беспарольной авторизации OnePass в сервисы с использованием ID. Это передовая технология входа в аккаунт по скану лица и отпечатку пальца, которая обеспечивает высокий уровень безопасности и предоставляет многоуровневую защиту от потенциального взлома. И мы рады наблюдать, что число людей, которые выбирали этот метод защиты, растет с каждым месяцем», — подчеркнул Гор Авоян, руководитель команды безопасности экосистемных сервисов VK.
Аналитическим партнером акции в этом году выступает АНО «Цифровая экономика». «Сегодня повышать уровень цифровой грамотности нужно повсеместно — грамотный пользователь двигает технологии вперед и приближает нашу страну к достижению глобальной цели — технологического лидерства. Очевидно, что замерять уровень цифровой грамотности важно и среди тех, кто занимается регулированием отрасли высоких технологий, цифровой трансформацией регионов и территорий — среди чиновников. Тогда мы сможем добиться симбиоза, когда те, кто технологии создают, потребляют, регулируют, находятся в едином информационном поле, понимают, что и как нужно развивать, продвигать, использовать», — пояснил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.
«Участие в „Цифровом Диктанте“ полезно для всех — это повышает цифровые компетенции человека и помогает ему противостоять мошенническим действиям в Сети. Диктант проводится уже в пятый раз, впервые он прошел в год 25-летия домена .RU, и Координационный центр доменов .RU/.РФ все эти годы продолжает поддерживать его проведение. Мы предлагаем участникам блок вопросов, касающихся системы доменных имен и устройства интернета — и с каждым годом видим, что число правильных ответов в этом блоке увеличивается», — заметил директор координационного центра доменов .RU/.РФ Андреей Воробьев.
Ежегодно свои двери для проведения Цифрового Диктанта открывают образовательные учреждения — школы, университеты, а также библиотеки. В 2024 году Цифровой Диктант жители регионов смогут пройти в сотнях библиотек в разных уголках страны.
«Всероссийская акция проводится с 2019 года, и уже четвертый год Российская государственная библиотека для молодёжи выступает партнёром акции и координатором её проведения в библиотеках страны. Работа библиотек по повышению цифровой грамотности населения как никогда востребована и важна. Участие в подобных акциях позволяет библиотекам продемонстрировать свой потенциал как интеллектуального и информационного центра, заинтересованного в развитии цифровой грамотности населения и имеющего для этого необходимые ресурсы», — заявила Ирина Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодежи.
Пройти Цифровой Диктант и проверить себя на знание основ цифровой грамотности может каждый с 10 по 28 октября на официальном сайте акции.