Что за четвертый цвет может появиться в светофорах?
Ученые Университета штата Северная Каролина (США) предлагают внедрить четвертый сигнал светофора, как только на дороге окажется критическое количество беспилотных автомобилей. По их мнению, он поможет скоординировать действия водителей и беспилотных транспортных средств и улучшить трафик на дорогах. Статья профессора Али Хаджабайе и его коллег опубликована в журнале IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems.
Что за сигнал?
Авторы статьи отмечают, что в будущем на дорогах появится большое количество беспилотных автомобилей. Чтобы решить проблему больших заторов, они предлагают устанавливать на некоторых перекрестках светофоры с четырьмя сигналами: стандартными красным, желтым и зеленым светом, а также с «белой фазой». При этом авторы говорят, что это условное обозначение цвета, он может быть и не белым, главное, чтобы водители могли его легко идентифицировать.
Предполагается, что белая фаза будет включаться в момент, когда в потоке окажется определенный процент беспилотных автомобилей. Этот сигнал будет сообщать водителям автомобилей, что им нужно действовать так же, как беспилотник или другая машина впереди них: проезжать перекресток, если едут они, или остановиться, если они стоят.
Авторы концепции четвертого сигнала светофора впервые озвучили ее еще в 2020 году. Идея базируется на том, что беспилотные автомобили могут не только двигаться без водителей, но и взаимодействовать друг с другом и с центральной компьютерной системой дорожного движения, которая управляет сигналами светофора. Таким образом, беспилотники сами становятся частью этой системы и могут эффективно распределять порядок движения на перекрестках, тем самым оптимизируя транспортный поток.
Насколько эффективным будет использование белого сигнала?
В своей работе ученые смоделировали движение через перекресток с одновременным участием автомобилей с водителями и без них. Они выяснили, что беспилотники улучшают трафик на дорогах и без наличия четырехцветного светофора. При этом присутствие беспилотных авто на дорогах с такими светофорами еще больше ускоряет проезд через перекрестки и повышает безопасность движения. В свою очередь, сокращение остановок на перекрестках снижает расходы топлива.
Также выяснилось, что чем больше беспилотников присутствует на дороге, тем заметнее становится сокращение времени на перекрестке с белой фазой. Если доля беспилотников составляет 10% от всех участников движения, задержки снижаются на 3%, а если их количество достигает 30%, то время на перекрестке сокращается более чем на 10%.
В последующих исследованиях ученые включили в свою модель пешеходов. Оказалось, что общий поток как для транспортных средств, так и для пешеходов может улучшиться более чем на 25% процентов.
Источники: