Что такое план «Ковер», который вводят в аэропортах?
Утром 20 августа было ограничено авиасообщение в аэропортах Внуково и Домодедово. Часть рейсов перенаправили на запасные аэропорты в Шереметьево, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. Информация об этом поступила в Telegram-канале Росавиации.
«После отмены ограничений на использование воздушного пространства, в 04:30 по московскому времени, пассажиры указанных рейсов доставлены в аэропорты назначения. В настоящее время аэропорты Москвы (Внуково, Домодедово, Шереметьево) и Подмосковья (Жуковский) работают штатно», — сообщили в ведомстве.
Подобная ситуация происходила и 18 августа. Тогда ограничения действовали во всех четырех аэропортах Москвы и Подмосковья: Внуково, Домодедово, Шереметьево и Жуковский. До 04:30 утра рейсы перенаправлялись в Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Минск. После снятия ограничений пассажиров доставили в нужные пункты назначения.
Причина введения плана «Ковер» — угроза или атаки беспилотников. Как сообщают в Росавиации, авиасообщение ограничивается «в целях обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов».
Это уже не первый случай подобной защиты граждан, планирующих перелеты. Так 28 февраля было закрыто воздушное пространство над Санкт-Петербургом и в Ленинградской областью в радиусе 200 км. Воздушные суда, направлявшиеся в Пулково, отправили на другие аэродромы, а те, что находились на взлетно-посадочной полосе, ожидали разрешения взлететь. Небо над северо-западом было очищено от гражданских бортов в течение двух часов, примерно с 10:00 до 12:00. По информации СМИ и Telegram-каналов, в воздушном пространстве над Северной столицей был введен план «Ковер».
Что такое план «Ковер»?
Сигнал «Ковер» подают органы противовоздушной обороны (ПВО) в исключительных случаях. Этот сценарий регламентирован постановлением правительства № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Согласно документу, согнал «Ковер» подается при следующих ситуациях:
∙ при незаконном пересечении государственной границы;
∙ в случае применения оружия и боевой техники ВС РФ по воздушному судну-нарушителю;
∙ при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов.
План «Ковер» предусматривает требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе. Исключение составляют воздушные суда, используемые для борьбы с нарушителями и выполняющие задачи поиска и спасания.
Органы ПВО доводят сигнал «Ковер» и информацию о границах его действия до соответствующих центров Единой системы. Эти центры немедленно осуществляют меры по выводу воздушных судов из района действия плана «Ковер».
Если экипаж воздушного судна-нарушителя не выполняет команду о прекращении нарушения, об этом сообщается органам противовоздушной обороны. Они применяют меры в соответствии с законодательством РФ, говорится в документе.
План «Ковер» подразумевает запрет полетов в радиусе 200 километров от контрольной точки аэродрома, рассказал «Московскому комсомольцу» член экспертного совета Общероссийского движения «Сильная Россия», заслуженный военный летчик, экс-начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания генерал-майор Владимир Попов. Он отметил, что после введения этого сигнала все самолеты и вертолеты, находящиеся в воздухе в этом радиусе, должны выполнить посадку на ближайшие аэродромы либо вернуться на аэродром вылета.
По словам Попова, плана «Ковер» могут ввести по различным причинам. Например, из-за внезапно осложнившихся метеоусловий, угрожающих безопасности полетов. Или в случае нарушения воздушного пространства со стороны сопредельного государства.
«К примеру, вдруг появляется воздушное судно, которое не значится в планах полетов и расписании. То есть кто-то взлетел на свой страх и риск и выполняет неконтролируемый системой управления воздушным движением полет. Следовательно, его присутствие в воздухе является незаконным», — отметил генерал-майор.
Руководитель общественного движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов сообщил, что план «Ковер» не подразумевает эвакуации гражданских лиц, находящихся в аэропорту. По его словам, граждане не должны предпринимать никаких действий до официальных сообщений.
«„Ковер“ — это просто порядок действий служб и персонала, которые задействованы в работе аэропорта, для того чтобы обеспечить безопасность и создать условия для обследования», — рассказал Курдесов.
Он пояснил, что такая инструкция вводится при любом обнаружении неопознанных объектов, которые потенциально могут быть опасными, особенно в сложившейся политической обстановке.
Источники: