В воздушной атаке на российскую столицу было задействовано восемь украинских беспилотников. По данным Минобороны РФ, все они были поражены, хотя не удалось избежать падения обломков, в том числе на жилые дома. Тип самих БПЛА официально не озвучен, и есть разные версии, но можно с большой долей вероятности предположить, что часть из них принадлежит к беспилотникам самолётного типа UJ-22 Airborne (Укрджет-22 «Бортовой»).
Что способно долететь до Москвы?
Что достоверно известно — украинские беспилотники сбивали зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С». Это мобильные системы, которые могут оперативно менять позиции и размещаться в любом удобном для отражения атаки месте. Возможно, что БПЛА были обнаружены радарами ещё в момент пересечения границы или на удалении в несколько сотен километров, и ЗРПК поставили на их маршруте. Также сообщается, что три беспилотника были подавлены средствами РЭБ, потеряли управление и отклонились от намеченных целей.
А вот сам тип БПЛА в точности пока не известен, по некоторым утверждениям, среди них мог быть и легкомоторный самолёт Cessna. Возможно. Как минимум он мог быть «корректировщиком» для конечного маршрута атаки беспилотников.
Будем плясать от расстояний. От Харькова до Москвы — немногим более 670 километров, от Прибалтики (есть и такое предположение) — около 700 км. То есть летательный аппарат должен обладать дальностью полёта, превышающей это расстояние. На Украине ещё сохранились в некотором количестве БПЛА Ту-141 «Стриж», которые в модернизированном виде и с иностранной навигацией могут пролететь более одной тысячи километров и развивают скорость около 1000 км/ч. Такие уже участвовали в атаке на российские военные аэродромы под Саратовской областью (Энгельс) и под Рязанью (Дягилево). Однако сейчас это были не «Стрижи», которые достаточно габаритны.
Укладывается в указанную дальность беспилотник самолётного типа UJ-22 Airborne (Укрджет-22 «Бортовой»). Это самый крупный дрон военного назначения, созданный на Украине, — взлетная масса составляет 86 килограммов. UJ-22 оснащен двухтактным бензиновым двигателем, позволяющим развивать скорость до 180 км/ч (крейсерская —120 км/ч). Продолжительность полета — более 8 часов, дальность — до 800 километров. Боевая нагрузка — две подвешенные мины 82-мм калибра либо несколько реактивных противотанковых гранат.
Длина беспилотника составляет 3,3 метра, размах крыльев — 4,6 м. Это маломерный и малозаметный БПЛА, при минимальной высоте полета в 50 метров системы ПВО ЗРС С-300 и С-400 её не «видят». UJ-22 Airborne способен поддерживать связь с наземной станцией на удалении до 120 километров, на большем удалении беспилотник летит в автономном программируемом режиме. Возможно, что может поддерживаться системами спутниковой навигации или оператором с другого воздушного объекта — самолёта.
Есть у Украины и БПЛА Raybird-3. Они меньше по габаритам (размах крыльев около 3 метров) и могут нести полезную боевую нагрузку до 5 килограммов. А вот летит на дальность до 1000 километров и вполне мог достичь границ Москвы. Остальные украинские беспилотники особой дальностью не отличаются, и полезная нагрузка у них незначительная. Не долетит до Москвы и турецкий «Байрактар», если они ещё остались у ВСУ, — у него дальность 300 километров.
Сейчас военный эксперт Владислав Шурыгин в своем Telegram-канале выдвинул версию, что атаковавшие Москву беспилотники могли быть запущены с более близкого расстояния. Скажем, из каких-то отдаленных районов Подмосковья. Вполне возможно. Этим объясняется и незначительный характер повреждений, и использование комплексов «Панцирь-С» на близком расстоянии, а не дальнобойных систем С-400. Впрочем, официального подтверждения этой версии нет.