Почему усопших поминают на третий, девятый и сороковой дни?
Отвечает Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве:
- Традиция о молитвенном поминовении усопших в 3, 9, 40 после смерти достаточно древняя. Она восходит к первым векам христианства. Есть предписания об этом в так называемых Апостольских правилах: «Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, и девятины, в воспоминание сущих здесь почивших, и сороковницы - по древнему образцу, - ибо так народ израильский оплакивал Моисея, - и годовщины, о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его».
При рассмотрении этого вопроса важно понимать, что под понятием «православное учение о загробной жизни» скрываются разные взгляды и мнения. Но строгого и развернутого учения о послесмертии и загробной жизни у Православной церкви нет. Поэтому любые развернутые рассуждения о 3, 9 и 40 дне являются не более чем частным мнением автора вопроса. Эти частные и часто противоречивые суждения православных авторов о загробной жизни не могут быть ни подтверждены Библией, ни опровергнуты. Ради педагогических целей, часто перерабатывая языческие мифы и учения, христианские авторы предложили некоторые также гадательные картины из области посмертной.
Эти учения большей частью пугают грешников. Для христианского строгого вероучения эти темы мало интересны.
Мне понятно, почему христианское вероучение о вопросах смерти крайне немногословно. Христианство - единственная в мире религия, которая предлагает христианам вступить с Богом в такие земные отношения, которые равны отношениям после смерти. То есть люди, вступая в Церковь, могут обрести Небо на земле. Церковь и есть Небо на земле. Именно поэтому Библия молчит в подробностях о послесмертии, поскольку это не интересно для божественного откровения. Полнота общения с Богом, начало Вечной жизни возможны тут, зачем же знать то, что будет потом?
Что касается языческих мифов. Насколько мне известно, у древних народов есть также почитание некоторых периодов послемертия, аналог 3, 9 и 40 дня. Христианские авторы в педагогических целях взяли их взгляды на этот вопрос и наполнили своим смыслом эти народные поверия. К 4 веку сложилось объяснение этих дат такое, как в вышеприведенном отрывке из Апостольских постановлений.
В итоге есть разные мнения современных церковных писателей, как правило - попытки построить некую компилляцию из мнений святых отцов. Но не более того. Еще раз скажу, что развернутого учения о загробной жизни нет. Ни один церковный собор такое учение не принимал и не догматизировал. У народа на основании разных публикаций сложилось вполне мифологическое представление. В наиболее распространенном варианте мы имеем следующее.
День смерти - разлучение души и тела и начало трехдневного скитания души по земле ради вспоминания своей жизни и осмысления ее.
3-й день - окончание скитания души умершего по земле и отнесение ее ангелами в райские обители, чтобы познакомить умершего с тем, что Бог уготовал человеку.
9-й день - окончание осмотра райских обителей и отнесение души в адские казематы, для знакомства с тем, что ждет грешников.
40-й день - представление души перед Самим Христом для приговора. Считается, что этот приговор будет справедливым, если у умершего было время вспомнить и осмыслить свою жизнь, узнать о рае и аде.
Православные христиане могут как придерживаться такой трактовки, так и не принимать ее.
Если кого-то интересует именно православный вероучительный взгляд на смерть, то он может познакомиться с ним в так называемом Катехизисе - книге, кратко излагающей официальное учение православной церкви. Учение церкви в основном строится вокруг двенадцатой части Символа веры: Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века.
Подробнее об этом читайте здесь.